Досан Ан Чханхо – один из самых выдающихся борцов за независимость Кореи. Его судьба и жизненная философия являются ярким примером пути истинного лидера, который всецело служил своему народу. Еще в молодом возрасте Досан понял, что слабый и коррумпированный корейский феодализм непременно нуждается в реформировании, чтобы позволить Корее модернизироваться и развиваться вместе с прогрессивным миром.
Еще будучи подростком, Досан решил приложить все усилия, чтобы реформировать политическую систему своей страны, чтобы корейская нация жила достойно. Он изучал опыт западных стран и стал великим лидером и педагогом со своим собственным видением модернизации страны. Он боролся за демократию и независимость, пытался спасти родину от уничтожения японскими империалистами, которые аннексировали Корею в 1910 году.
Однако японские колонизаторы всячески пытались помешать Досану: закрывали книжные магазины, школы, предприятия и патриотические организации, которые он основал.
Ради борьбы за свободу своего народа Досан расстался со своей семьей, оставив ее в Америке. Он по меньшей мере шесть раз был арестован властями и находился в японских тюрьмах. После ареста в 1932 году Досан провел четыре года в тюрьме Тэджон за нарушение японского закона о сохранении мира в Корее.
Ан Чханхо родился 9 ноября 1878 года (по лунному календарю) в Кангсо, провинция Пхёнандо, в современной Северной Корее. Он был третьим сыном, рожденным от Ан Хын Гука, деревенского учителя. Отец и дедушка Ана были родом из Дунчона, графства Пхеньян, где находилось семейное кладбище Ан и святилище для Мунсунгонг, известного предка семьи.
Ан Чханхо получил образование в местной сельской школе, а затем изучал конфуцианство у Ким Хён Джина в Шимджунли, город Дунцзинь, округ Кансу. В 1895 году Чханхо переехал в Сеул, где учился в школе миссионеров Спасения Мира, спонсируемой американцами Миллером и Андервудом. В статье газеты «Чосон Ильбо» от 1937 года говорится, что Чханхо изучал английский язык под руководством самого Андервуда и в конечном итоге принял христианство.
В 1902 году Ан Чханхо женился на девушке Ли Хе Рен, которая поддерживала его до самого конца (ее христианское имя Елена). В то время паспорт было получить довольно сложно, однако они все же подали заявки и благодаря разрешению императора Коджона смогли получить паспорта до того, как японцы захватили Корею в 1905 году.
Ан Чханхо и его жена были первой корейской парой, которая иммигрировала в Америку. По дороге их корабль пришвартовался в Токио и Гонолулу. Чханхо был так впечатлен горами Гавайских островов, которые поднимались из самого моря, что взял псевдоним Досан, что означает «Островная гора» или «Гора знаний». С Гавайев пара отплыла в Сиэтл и поселилась в Сан-Франциско. Там Чханхо встретился с доктором Дрю, который в дальнейшем являлся его лечащим врачом. В возрасте 24 лет Чханхо поступил в американскую начальную школу, чтобы выучить английский язык и изучить американскую систему школьного образования.
Досан достаточно много путешествовал – гораздо больше, чем другие лидеры движения за независимость. Возможно, он был первым корейцем, совершившим кругосветное путешествие. Свое кругосветное плавание Чханхо завершил, когда пересек Азию, Россию и Европу, прибыв в Нью-Йорк в 1911 году, достигнув Западного побережья.
Как-то в Калифорнии Чханхо увидел двух традиционно одетых корейских мужчин, выступавших на улицах за право продавать женьшень. Чханхо был очень расстроен отсутствием вежливости у своих соплеменников, поэтому в дальнейшем он стал заниматься просветительской деятельностью среди местной корейской диаспоры, став одним из первых лидеров корейско-американского сообщества.
Он основал Общество дружбы «Чинмокхве» в 1903 году, первую корейскую общественную организацию в Соединенных Штатах. В 1906 году он также основал Общество взаимопомощи (MAS). В конечном итоге MAS объединилась с Объединенным корейским обществом на Гавайях и стала Корейской национальной ассоциацией, официальным агентом корейцев в Соединенных Штатах и проработала до конца Второй мировой войны.
В 1911 году Чханхо путешествовал по России и Китаю, где знакомился с проживающими там корейцами и основал группы Движения за независимость во Владивостоке и Маньчжурии. Вернувшись в Соединенные Штаты, он создал несколько корейских групп независимости. Одна из них, Young Korean Academy, до сих пор существует как в Соединенных Штатах, так и в Корее.
Дом Чханхо в Америке стал местом дислокации для корейцев, въезжающих в Соединенные Штаты, и точкой сбора американских корейцев в движении за независимость.
Его супруга работала в разных местах, чтобы содержать большую семью, а также оказывала финансовую помощь своему мужу, когда он был вдали от дома. С пятью детьми, которых она воспитывала сама, ее бремя было непомерным.
В марте 1919 года Движение за независимость Кореи стало чрезвычайно активным. Предвидя это, Чханхо отправился в Китай и вошел в состав временного правительства в Шанхае, заняв пост министра внутренних дел.
После визита в Соединенные Штаты Чханхо, который побывал в Китае, России, Европе и Мексике, выступая за независимость Кореи, продолжил свою антияпонскую деятельность среди корейцев в Маньчжурии и в Корее. Однако после инцидента с бомбардировкой Ю Бонг-гиля в парке Хунгу в 1932 году, в результате которого погибли несколько японских офицеров, Чханхо был арестован японцами и отбыл почти четыре года в тюрьме в Тэджон. После освобождения в 1935 году Досан ездил по Корее, оказывая содействие в борьбе за независимость. Незадолго до начала китайско-японской войны Чханхо был снова арестован, но из-за тяжелой болезни его выпустили под залог и перевели в больницу университета Кёнсон. В этой же больнице он умер 10 марта 1938 года в возрасте 59 лет от цирроза печени и пневмании.
Заключив Ан Чханхо в тюрьму, японская полиция спросила, не откажется ли он от борьбы за независимость. Не задумываясь, Досан ответил: «Нет, я не могу. Когда я ем, я ем ради независимости Кореи. Когда я сплю, я сплю за независимость Кореи. Это не изменится, пока я живу. Поскольку все корейцы хотят своей независимости, эта независимость Кореи станет реальностью; когда Небеса прикажут Корее, она обязательно станет независимой. Я не хочу видеть гибель Японии. Скорее я хочу, чтобы Япония стала хорошей страной. Разрушая Корею, ваш сосед никогда не окажется для вас выгодным. Япония получит выгоду, имея 30 миллионов корейцев в качестве своих дружественных соседей, а не аннексировав 30 миллионов злобных людей в свою нацию. Поэтому утверждение независимости Кореи равносильно желанию мира в Восточной Азии и благополучию Японии».
Ан Чханхо посвятил всю свою жизнь борьбе за независимость Кореи и в результате провел много времени вдали от своей жены и пятерых детей. Конечно, с противоречивыми чувствами он наблюдал, как его семья укоренилась в Соединенных Штатах. Он хотел бы сохранить семью в Корее, но на тот момент не был уверен в ее безопасности и решил все же вернуться в Корею один, чтобы продолжить свою деятельность ради свободы родного народа.
В Сеуле в честь Ан Чханхо был возведен мемориальный парк «Досан», также его именем назван зал в Каннамгу (район Каннам в Сеуле). Кроме того один из главных бульваров в Каннамгу был назван в его честь. Еще один мемориал был построен в его честь в центре города Риверсайд, штат Калифорния. Семейный дом Ана в Лос-Анджелесе был восстановлен Университетом Южной Калифорнии.
Досан пережил нечеловеческие муки, когда, заключенный, подвергался пыткам в тюрьмах Кореи, которые на тот момент находились под контролем японской армии. Напряженная жизнь борца за свободу и жизнь в изгнании – все это очень сильно сказалось на его здоровье. В конечном итоге он отдал жизнь ради свободы Кореи, никогда не колеблясь в своем стремлении служить родному народу. Без сомнения, история Досана заслуживает особого внимания и уважения, а также подробного изучения.
Виктория ХРАМЦОВА,
студентка 4 курса КаУМОиМЯ