Группа казахстанских художников вернулась из Кореи. Делегация была приглашена на празднования в честь тысячелетия провинции Кёнгидо. Напомним, в течение года хозяева выставки изучали работы соплеменников из стран Азии. И выставка, которая состоялась в музее современного искусства, и международная конференция, приуроченная к знаменательному событию, проходили на тему «Корейская диаспора. Искусство в Азии». Поездка стала событием не только для самих художников, но для всех поклонников их творчества из Казахстана.
С докладом об истории и о текущей ситуации корейской диаспоры на конференции выступил профессор Ён Вон Чин; об искусстве корейской диаспоры в Японии рассказал профессор из Кореи Вон Буммо, о художниках- корейцах из Китая сделал доклад профессор из Кореи Бочи, доклад по истории искусства корейцев Казахстана сделала Елизавета Ким, по истории искусства корейцев Узбекистана – Виктория Цой, с краткой историей живописи корейцев Сахалина выступила Дё Сон Ен. Корейцам из бывшего СНГ необходима была помощь с переводом, ее любезно оказывал Ким Бен Хак, проживший в Казахстане более 20 лет.
– Дело в том, что в Южной Корее неплохо знают искусство корейцев в Японии и Китае, но не знают о корейских художниках в СНГ, – говорит известный искусствовед Казахстана, член Международной Ассоциации АРТ критиков при ЮНЕСКО и просто замечательный человек, болеющий за развитие искусства в нашей стране, Елизавета Михайловна Ким, участвовавшая в работе конференции. – И я думаю, что этот пробел мы частью ликвидировали. Это уже вторая подобная встреча с творчеством мастеров кисти в Южной Корее. Предыдущая была несколько лет тому назад и, конечно, пора уже было напомнить о том, что в Казахстане живут очень талантливые художники, которым есть что сказать миру. Вот и состоялась эта встреча. Хоть и скоротечна она была, впечатления после себя оставила, думаю, надолго.На выставку были отобраны работы художников Елены Тё, Виктора Муна, Георгия Ли и Евгения Кима. Еще при отборе работ, который длился чуть ли не полгода, полотна этих мастеров продемонстрировали свою зрелость, самобытность и очень понравились искусствоведам из Южной Кореи. Елизавета Михайловна говорит, что по той или иной картине можно было легко понять, какую страну представляет тот или иной художник, даже если на полотне обычный пейзаж, хотя все художники представляли один этнос – корейцев мира. Это говорит о том, что большой отпечаток на творчество откладывает место, где сформировался художник, учителя, которые помогли его становлению, люди, которые его окружали. Казахстанским художникам было приятно то, что символом проекта стала работа алматинского художника Георгия Ли «Мигрант», которая была размещена всюду: на баннерах, афишах, в каталогах. Став своеобразным лейтмотивом проекта, работа, видимо, нашла отклик в сердцах южнокорейцев. Они интересовались автором, искали на выставке его другие работы. Тема депортации прозвучала в Ансане в работах Виктора Муна, поведав и об этом сложном трагическом времени тем, кто в те далекие времена также пережил непростые годы. Созвучна была сердцам соплеменников и мягкая лирика Елены Тё («Полотна, наполненные светом» – говорят о ее работах коллеги), и новизна восприятия мира молодого карагандинского художника Евгения Кима, который на таком крупном форуме в Южной Корее участвовал впервые.
– Как было организовано мероприятие? – спросила я у Елизаветы Михайловны. – День рождения города, да еще такая крупная дата!
– Конечно, это большой праздник и его в Корее отметили с размахом. Обычно такие даты в Стране утренней свежести всегда отмечают не только культурными и культмассовыми мероприятиями в театрах, на улицах. Это и научно-практические конференции, и всевозможные форумы деловых людей… Выставка «Корейская диаспора. Искусство в Азии» проходила в крупном музее, который является центром культуры, там встречаются творческие люди, обмениваясь своими идеями и просто общаясь в своем кругу по проблемам творчества. Что можно сказать в целом об организации? – Прекрасное выставочное пространство, грамотная экспозиция, аннотации, этикетаж – все на высоком уровне. Делегацию из Казахстана и Узбекистана провела по залам директор музея, нас всюду встречали очень известные в Корее люди искусства, политики, ученые. Они интересовались и кругом наших интересов, и тем, что волнует нас. Все время нашего пребывания в Ансане было заполнено до предела. Это и экскурсии, и поездки по историческим местам… И, конечно, нас очень вкусно кормили. В общем, принимая делегатов выставок, конференций, Южная Корея всегда на высоте – гостиницы пятизвездочные, продуманная программа. Такое отношение в Корее ко всем гостям, не только к нам, коресарам из Казахстана. Что касается информационной поддержки, то, несмотря на сжатое время, организаторы успели выпустить небольшую справочную брошюрку, где на корейском и английском языках коротко рассказывается о работах художников. Пожалуй, в те дни все газеты писали о выставке, журналисты брали интервью у наших художников. В общем, мы были окружены всеобщим вниманием. Спасибо за это всем, кто был причастен к этой замечательной творческой поездке!
– Наверное, такому отношению к талантам нужно поучиться и нам. Хотя первые шаги навстречу корейским художникам уже сделаны. Например, в недавнем интервью с Виктором Васильевичем Муном наша газета уже сообщала, что скоро будет работать в полную силу наряду с двумя очагами культуры корейцев, – Корейским театром и корейской газетой– галерея художников…
– Ну, галерею художников еще нужно время раскрутить. А вот добротные каталоги, альбомы и книги, рассказывающие о богатом творчестве и наследии художников-корейцев из Казахстана, выпускатить не так уж и дорого. Но пока наши меценаты не торопятся нам помогать. А зря. Ведь кто сегодня знает, например, бизнесменов, которые жили в ту или иную эпоху? А люди искусства, бедствующие в те времена, оставили память в своем творчестве. Так и сегодняшние банкиры, поддержав талантливых художников современности, могли бы таким образом оставить свои имена в истории, а так останутся ведь в безвестности… Материальные ценности уходят, а духовные, как известно, остаются навсегда. На этом позитивном призыве Елизаветы Михайловны о поддержке мастеров кисти, которых узнала и Корея, заканчиваю материал, но думаю, что и в галерее художников, которая благодаря Брониславу Сергеевичу Шину открыла свои двери, и благодаря тому, что все чаще наших художников приглашают на свои торжества южнокорейцы, отношение к творческим людям начнет меняться и у нас. Художники ведь творят для будущего и отдают ради этого частичку своей души в каждое свое творение.
Тамара ТИН