Центральный государственный музей Республики Казахстан в рамках государственной программы «Рухани жангыру» в преддверии Великого народного праздника «Наурыз» открыл выставку «БАБАДАН КАЛГАН СЫРЛЫ АУЕН». Мероприятие приурочено к 30-летию Независимости Республики Казахстан и проводится на основе фондовой коллекции казахских традиционных музыкальных инструментов.
В преддверии большого весеннего праздника Наурыз, который, в связи с не стихающими проблемами из-за пандемии коронавируса, второй год к ряду празднуется казахстанскими семьями в не свойственных для казахских обычаев узких кругах самых близких родственников, Центральный государственных музей Казахстана в Алматы распахнул двери замечательной выставки, рассказывающей о музыкальных традициях казахского народа через музыкальные старинные инструменты, полотна художников, а также национальные одежды известных артистов и музыкантов. Конечно, музей не может выставить сразу все богатство молчаливых свидетелей казахской культуры, хранящихся в фонде. Однако то, что в предпраздничные дни смогли посмотреть журналисты казахстанских СМИ, впечатляет. Признаться, порадовалась лично за себя – неизвестно, насколько мобильными мы будем в эти весенние дни в связи с усложняющимися обстоятельствами, связанными с пандемией. А мне в числе коллег, чей интерес буквально прикован был в день открытия к теме музыкального творчества казахского народа, уже посчастливилось ощутить атмосферу торжества Наурыза в прекрасно освещенном и специально приспособленном для подобных выставок 3-м зале Государственного музея.
В фондах музея хранятся около 200 музыкальных инструментов. На открывшейся выставке же, которая продлится весь март и первую половину апреля, их от силы десятка три. Однако все экспонаты представлены с хорошими аннотациями и с сопровождающим материалом, коротко рассказывающем о том, как тот или иной музыкальный инструмент стал достоянием музея, и благодаря кому, какой семье, они обрели здесь свою вторую жизнь. В качестве сопровождающего материала, раскрывающего тему неизбывной любви казахов к музыке и песне, рядом со струнными музыкальными инструментами (жетігеном, шертером, кобызом), духовыми, ударными (асатаяк, ткяк, конырау), язычковым шанкобызом – расписанные казахским орнаментом национальные костюмы, концертные аксессуары, работы известных художников, среди которых не только портреты, но и пейзажи, сюжеты с торжеств, которые неизменно сопровождались звучанием домбры, кобыза. Таким образом, с инструментами рядом разместились портреты Куляш Байсеитовой, Каныша Сатпаева и других известных личностей, ставших легендами при жизни и прославивших казахский народ.
Известно, что домбра, которую еще величают Душой казаха, была инструментом, виртуозно владели которым не обязательно лишь профессиональные музыканты. На домбре мастерски играли и ученые, и художники, и писатели, и, конечно, все музыканты, предметом профессионального выбора которых были другие инструменты. Домбра всегда была очень демократичным инструментом, переходила из рук в руки, собравшихся на крупный праздник или на состязание акынов. Да и среди них, мастеров песенного музыкального слова, не всегда были люди, имеющие музыкальное образование. Чаще наоборот - это были самородки казахского народа, которые могли выражать свои мысли в песне, в слове, в подаче поэтического материала публике, которая была способна оценить искусство степняка, взявшего в руки домбру. В наш век частично утрачено это повальное увлечение казахов домброй. Однако известно, что многие руководители, политические и общественные деятели неплохо владеют домброй и при случае берут со стены домбру и встречают гостя. Известно, что наш Нурсултан Абишевич Назарбаев любит пообщаться с домброй, и эту любовь он пронес через всю свою жизнь, да и сейчас время от времени мы видим нашего Елбасы с домброй в руках.
На выставке есть музыкальные инструменты именитых людей. Центральное место по праву отдано богато инкруктированной домбре Дильды Алшынбайкызы – супруги великого Абая (по одной из версий, эту домбру ей подарил сам Абай), а также инструменты выдающихся деятелей науки и культуры Казахстана – Амре Кашаубаева, Жаяу Мусы, М. Ержанова, Е. Умирзакова, К. Байсеитовой, а также К. Сатпаева, К.Аманжолова, Ж. Молдагалиева, А. Джангильдина, У. Жанибекова и др.
Вся выставка повествует о том, каким одаренным был казахский простой народ, как органично связан он с красотой степи, с мелодиями дождя и ветра, колыханием степных ковылей, как музыкой самой природы. Поэтому и звуки, извлекаемые из всевозможных старинных казахских инструментов, диктуют разные способы их изготовления. Поэтому в ход шли материалы и из дерева, и из кости, и из конского волоса, и из кожи животных…
Что касается самого популярного старинного инструмента - домбры, то ее, как правило, делали из березы, привлекая мастеров-художников, которые знали толк в инкрустации. Чаще всего сам домбрист делал себе инструмент, и это тоже было своеобразной пробой его личного мастерства, проявлением любви к самому инструменту. Видимо, еще и поэтому потомки домбристов, даже не очень известных, не спешат сегодня расставаться с инструментом своего предка. Как бы настойчиво ни упрашивали их работники музея, они не могут расстаться с домброй, имеющей историческую ценность, а бережно передают её из поколения в поколение.
– Многие даже считают такой инструмент неким оберегом, сакральным предметом своего дома, – рассказывает спикер выставки, руководитель отдела по хранению фондов Государственного музея Маржан Жунусова. – Есть одна семья, с которой я веду переговоры на протяжении лет. Ничего у меня не получается. Но все равно надеюсь, что когда-нибудь меня поймут и уступят. Ведь домбра в семье принадлежит только семье, а хранящаяся в нашем фонде – народу. Кстати, многие старинные музыкальные инструменты, которые вы видите здесь, прошли вот такой длительный путь убеждения.
У музейных работников, болеющих за свое дело, очень важная задача – благодаря вещам, которые были спутниками казахов в прошлые века, пролить свет на детали событий, которые эмоционально рассказывают о том, что дорого сердцу казаха, нашей памяти о прошлом, и что мы, потомки разных национальностей, проживающих на казахской земле, непременно должны узнать и увидеть, если, конечно, хотим поглубже окунуться в истоки традиций и обычаев. Пусть многие из них безнадежно устарели, но ведь музыка вечна, и голос степи хранит в себе и эти инструменты, на струнах и в смычках которых застыли звучащие когда-то звуки. Трудно сегодня представить себе это многоголосие, конечно. Но тем загадочнее таинство представленной здесь старины казахской в образе всевозможных свидетелей веков.
– Музыкальное искусство во все времена занимало значительное место в жизни казахского народа, – продолжает рассказ Маржан Жунусова. – Многовековые музыкальные традиции казахов, как известно, всегда были неотъемлемой частью самобытного народного творчества, передававшегося из поколения в поколение. Основу музыкальной культуры казахского народа составляют как песенные, импровизационно-эпические, так и инструментальные произведения. Благодаря богатым музыкальным традициям народа произошло разделение казахской музыки на песни и инструментальные пьесы «кюй», формировались характерные ритмические и тональные особенности народной музыки. Отсюда и такое разнообразие инструментов и материалов, используемых при их изготовлении. Иногда кажется, что все предметы, которые окружали казаха, использовались им ради того, чтобы извлечь звук, который бы стал богаче и порадовал бы душу.
Всевозможных старинных музыкальных инструментов на выставке представлено много: «Однако и здесь бросается в глаза почти поклонение перед инструментом под названием домбра». Оно и понятно. Ведь именно домбра, по мнению исследователей, имеет самый почтенный возраст. Говорят, что этому музыкальному инструменту более 4000 лет. Визитная карточка казахской музыкальной культуры, как еще называют домбру, входит в список семи ценнностей казахов. Едва ли найдется сегодня дом казаха, в котором нет домбры – на ней кто-нибудь в семье да играет. В каждой музыкальной школе обязательно есть класс, где детей учат игре на этом уникальном двуструнном музыкальном инструменте. Кстати, всегда считала, что домбра имеет тот облик, который мы привыкли видеть – удлинненый изящный инструмент. Оказывается, нет. Здесь, на выставке, вы увидете, что у домбры прошлого века фомрмы были разными.
Можно бесконечно много говорить о том или ином музыкальном инструменте. Но, как говорится, лучше раз увидеть.
Удачного посещения и вам. Без открытий в познании казахской культуры точно не останетесь.
Тамара ТИН