На минувшей неделе, 8 августа, мир отметил Всемирный день альпинизма – дату, которую в былые времена алматинцы праздновали с большим вдохновением, большим энтузиазмом, нежели сегодня. И дело здесь не только в тяжелом положении, похожим на осаду, которая началась чуть ли не в конце 2019 года, связанную с пандемией коронавируса. Мы на самом деле больше ценили наше соседство с горами и у нас больше было альпинистов высокого класса, то и дело бросавшим свои вызовы высоким вершинам мира. Однако имеющая в свое время непосредственное отношение к горам, я получила несколько поздравлений от своих друзей из разных городов и даже стран мира. «С днем альпинизма вас, дорогие мои!». Но нынче мы этот день, как это часто бывает в нашем спорте мужества (так альпинизм называли в былые времена), отмечаем со слезами на глазах. Накануне развеяли над вершинами и ледниками Заилийского Алатау прах удивительного человека, посвятившего себя горам, Владимира Борисовича Ли, почтив его память добрыми воспоминаниями за поминальным столом. Трагическое известие в эти дни пришло из Каракорума. Известный в Южной Корее и далеко за пределами Страны утренней свежести альпинист Ким Хон Бин погиб на спуске с вершины Броуд Пик. Таких вершин в мире только 14, и это был 14-й по счету его восьмитысячник.
Таких альпинистов во всем мире за всю историю спорта только 39 человек. Однако не это главное в спортивном достижении невернувшегося на этот раз домой Ким Хон Бина. Он – инвалид, который, кстати, никогда не признавал этого, постоянно раздвигая рамки своих возможностей, каковые не каждый здоровый человек мог позволить себе иметь. У альпиниста не было всех пальцев на руках – он потерял их после обморожений. Таких отважных альпинистов среди супер-восходителей нет. Ким Хон Бин был единственным – равных ему не было. В таком состоянии Ким Хон Бин ходил на восьмитысячную высоту более трёх десятков лет, словно утверждая – я спортсмен.
Совсем недавно улыбающегося и счастливого из-за того, что отложенная в прошлом году в связи с пандемией экспедиция состоится, мы, можно сказать, всем альпинистским миром провожали Ким Хон Бина к заоблачным высотам пика. Все желали ему успешного возвращения. Улыбающийся, уверенный в себе Ким Хон Бин уверял всех: «Я слишком много ждал, я слишком долго готовился. Все будет хорошо!». Привычно верили, привычно ждали.
С 1990-х годов время от времени, из сезона в сезон мы следили за восхождениями этого неординарного улыбчивого парня. С тех самых пор, когда в 1991 году Ким при восхождении на гору Денали, высочайшую вершину Северной Америки, получил сильные обморожения, потеряв затем все десять пальцев на руках.
– Если бы не несчастный случай на Денали, я бы остался обычным альпинистом, – сказал он однажды журналистам. – Именно трудности заставили меня бросить вызов, и я преодолел препятствия, которые ставили передо мною горы.
И пошли уникальные восхождения – одно за другим. В 2007 году Ким стоял на «крыше мира», на вершине горы Эверест, в 2008-м – на вершине Макалу, менее чем через год, в начале 2009-го года, завершил прохождение программы «7 вершин», поднявшись на вершину Винсон в Антарктиде, Дхаулагири (в 2009 году), Чо-Ойю (в 2011 году), К2 (в 2012 году), Канченджанга (в 2013 году), Манаслу (в 2014 году), Лхоцзе и Нангапарбат (обе в 2017 году!), в 2018-м – Аннапурна, в 2019-м – Гашербрум… Казалось, его понимали горы, действуя в унисон! Еще бы! Этот спортивный парень отдал горам свое сердце и все делал ради того, чтобы восхождение было в радость.
– Его все в Корее знали! Какой это был человек! – вспоминает наш коллега из Южной Кореи Ким Сан Ук. – Что я знаю о нем помимо того, что знают все? Хороший был человек, очень волевой, искренний и, думаю, он был очень добрым. Жил в городе Кванджу. У него довольно высокий рост – 176 сантиметров, поэтому в толпе, да еще с рюкзаком, он очень выделялся. Судя по пресс-конференциям, никогда не позволял, чтобы с ним говорили, как с инвалидом и не позволял инвалидности становиться препятствием на пути к цели. Увлекался, насколько я знаю, велогонками, скалолазанием, горнолыжным спортом, даже участвовал в Паралимпийских играх в 2002-м году. В 1017 году выиграл золотую медаль в слаломе на чемпионате мира среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Было ему тогда уже за 50… Уникальный человек, уникальная личность! Большая утрата для нас всех.
Спортсмены его любили за то, что именно примеру Кима можно было слепо подражать для того, чтобы не опускать в трудные периоды жизни руки.
– Я всю свою жизнь посвящаю горам, – говорил он на одной из пресс-конференций. – Там у меня все, и в первую очередь мечты, что, бывает, дороже самой жизни. Ведь жизнь может быть трудной и тяжелой, но от мечты всё равно не откажешься.
Так было и в этой экспедиции и, казалось, ничего не предвещало беды.14 июля Ким Хон Бин с местным портером вышел из базового лагеря на штурмовой выход к вершине. 16 июля был в третьем лагере на отметке 7100 метров, 17 июля установили четвертый лагерь. На вершину Броуд-Пик Ким Хон Бин поднялся 18 июля в 18.04 по местному времени. Это было очень поздно, не по графику. Как сообщает глава южнокорейской федерации альпинизма Ли Ин Чжон, трагедия произошла на отметке 7900 метров, при переходе большой ледовой трещины. По его информации, сразу после падения в трещину Киму пытался помочь пакистанский гид, однако безрезультатно. Подоспевшие на помощь другие альпинисты обнаружили Кима в 15 метрах от края трещины. К сожалению, при попытке вытащить его наверх снова произошел срыв и Ким упал еще глубже. Ситуацию осложняло еще и то, что полноценно работать в столь критической ситуации Ким не мог. Поисковый отряд продолжал спасательные работы по просьбе правительства Южной Кореи, пакистанскими властями был выслан даже вертолет и направлены на место трагедии дополнительные силы. Но тщетно. Уходило время, шансов найти альпиниста живым оставалось все меньше. Это было понятно всем, и поисковая операция была завершена по пожеланию семьи Кима.
Накануне Международного дня альпиниста президент Республики Корея Мун Чжэ Ин посмертно вручил Орден «За вклад в развитие физической культуры и спорта» высшей степени Чхонрёнчжан южнокорейскому альпинисту Ким Хон Бину. От имени президента Республики Корея министр культуры, спорта и туризма Хван Хи вручил семье покойного Ким Хон Бина орден, посетив поминальный алтарь, установленный в городе Кванджу. Орден «За вклад в развитие физической культуры и спорта» вручается тем, кто повысил статус корейского спорта, а также за выдающиеся спортивные достижения.
Сегодня мы скорбим вместе с семьей Ким Хон Бина о его смерти, о трагическом завершении его личной программы покорения всех 14 восьмитысячников мира. Сколько бы еще сделал он для своей страны, чем восхитил бы родину, ради которой и мечтал о казалось бы невозможных вершинах…
Тамара ТИН