Мен Воль Бон или, как пишут иначе, Мен Вор Бон, судя по архивным документам, публикациям и другим рукописным материалам, был единственным советским корейцем среди отправленных в Северную Корею, носящим эту довольно редкую фамилию. Сегодня в Южной Корее с почти 50 миллионным населением не наберется и трех десятков тысяч Менов. До сегодняшнего дня вышли в свет два очерка о Мен Воль Боне: первый, написанный его сыном, профессором Дмитрием Вольбоновичем Меном (https://koryo-saram.ru/s-bloknotom-i-ruchkoj/), и второй – в книге Тян Хак Пона «Рассказы о советских корейцах, создавших Северную Корею» (c. 357-377). Краткие биографические сведения представили Радмир Кан в своей рукописи и Брутт Ким в биографическом справочнике о корейцах Узбекистана (Брутт Ким, с. 79).
Дмитрий Мен озаглавил публикацию о своем отце следующим образом: «Мен Воль Бон (1913-1991). Журналист, переводчик, поэт», подчеркнув тем самым приоритеты в его профессиональной деятельности. Однако в архивных документах сказано, что Мен Воль Бон был направлен на работу в Корею постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) в качестве преподавателя русского языка (О направлении в Северную Корею преподавателей русского языка; аналогичный список под тем же названием, Датирован 25 февраля 1948 в: РЦХИДНИ, ф.17, оп. 128, д. 1143, л.162.).
Начнем с самого начала его биографии. Мен Воль Бон родился 7 января 1913 года в семье бедного корейского крестьянина-переселенца в деревне Сидими Посьетского района Приморского края. Мальчик рано остался без отца, скончавшегося безвременно. После окончания деревенской начальной школы ему пришлось трудиться рядом с матерью и учиться у нее и своего старшего брата. Тяга к знанию оказалась неодолимой, и осенью 1929 года, в возрасте 16 лет, получив деньги от матери и брата, Мен Воль Бон отправился во Владивосток. Здесь в самом крупном городе Дальнего Востока молодой человек рьяно набирался в школе знаний и приобщился к общественной работе в комсомольской организации. У него проявились задатки лидера, учителя и поэтический дар, он участвовал в литературных кружках, писал стихи, сценарии для школьных постановок и статьи в газеты.
Окончив в 1935 году среднюю школу, Мен Воль Бон поступил в Корейский педагогический институт – единственный на тот момент в мире вуз с корейским языком обучения, ибо в колониальной Корее в образовании, печати и культуре господствовал японский язык. Впереди брезжили блестящие перспективы, но грянул роковой 1937 год, и третьекурсник Мен Воль Бон оказался, как и все дальневосточные корейцы, насильственно переселенным в Среднюю Азию и Казахстан, где он закончил в 1939 году педагогический институт в г. Кызыл-Орде.
Получив диплом учителя, Мен Воль Бон поехал работать в школу на станцию Уштобе, за полторы тысячи километров от знойного города, где прошли его последние годы студенчества. В Уштобе и окрестностях проживали десятки тысяч депортированных корейцев и в школе обучались в основном корейские дети. Среди будущих выпускников школы училась девушка по имени Оля Ким, на которой он женился в 1940 году, а через год грянула война. С самого начала Великой Отечественной войны многие корейцы обратились в военкоматы с просьбой отправить их на фронт, но они, как и представители других депортированных народов, вновь испытали на себе недоверие советских властей. Корейцев-мужчин вместо действующей боевой армии отправили в другую – трудовую армию: на строительство оборонительных сооружений, шахтные разработки и заводское производство.
Мен Воль Бон оказался в Туле, куда привезли многих корейцев из Казахстана и Узбекистана. Здесь он, как пишет Тян Хак Пон, трудился простым рабочим на одном из оборонных заводов, правда недолго, так как его списали с трудового фронта. Он вернулся к своей прежней школьной работе. Далее Тян Хак Пон пишет, что Мен Воль Бон был отправлен в Северную Корею сразу же после ее освобождения от японского колониального режима. Однако Дмитрий Мен прав, утверждая, что «В 1947-1948 гг. моему отцу и директору школы Шегай Чун Сику предложили поехать в Северную Корею для помощи в строительстве социалистического государства. Сначала их направили на курсы повышения квалификации преподавателей в Алма-Ату». Историк Жанна Сон обнаружила «Список корейцев, окончивших курсы преподавателей русского языка и направляемых на работу в Северную Корею (приложение 6)», датированный 2 марта 1948 года, в котором под номером 13 значится Мен Вор Бон (Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Ф. 17, оп. 144, д. 84, л. 61.).
Мен Воль Бон, прибывший вместе с группой советских корейцев, получил назначение в университет им. Ким Ир Сена, где совмещал работу декана, заведующего кафедрой и преподавателя русского языка. В сохранившемся архивном документе записано: Мен Вор Бон – декан факультета русского языка и литературы в университете имени Ким Ир Сена. В Корее работает с 1948 г. (Список советских граждан корейской национальности, находящихся на корейской службе и представляемых Правительством КНДР к награждению корейскими орденами. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.3. Д.1090. Л.163-170)
25 июня 1950 года северокорейская армия, превосходящая по численности солдат и огневой мощи, атаковала передовые рубежи Южной Кореи и вскоре заняла почти всю территорию за 38-ой параллелью. Однако вскоре блицкриг перерос в затяжную, кровопролитную братоубийственную войну. Мен Воль Бона перевели с преподавательской деятельности на работу переводчиком и журналистом в газету «Советский вестник», призванной пропагандировать советскую внешнюю и внутреннюю политику и освещать военные успехи Северной Кореи. Во время войны семьи советских корейцев, как известно, вывезли в соседний Китай, где они прожили в Харбине до подписания перемирия. Мен Воль Бон, как и другие корейцы, отправленные из Советского Союза в Северную Корею, могли изредка навещать свои семьи в Харбине. В один из таких приездов Мен Воль Бон сделал памятное фото своей семьи.
Герман КИМ, д.и.н., профессор,
директор Института азиатских исследований КазНУ им. аль-Фараби