Незаметным в казахстанском мире спорта осталось январское блистательное участие первой казахстанской сборной команды по ледолазанию на чемпионате Азии, который состоялся в Чонгсонге (Южная Корея) параллельно с Кубком мира, который тоже проходил в Корее. Не только у нас, но и во всем мире это сравнительно молодой вид спорта, отпочковавшийся наряду со скалолазанием от альпинизма и с каждым годом набирающий популярность среди спортсменов. Дебют казахстанцев оказался не просто успешным. Ведь недавно родившаяся сборная не только привезла из Кореи бронзовую медаль. По итогам международных стартов казахстанские ледолазы вошли в 20-ку сильнейших спортсменов мира. Мы поздравили ребят (авторами громкой победы стали Роман Шестернин, Леонид Крупа и Полина Аубакирова) и попросили тренера команды Александра Софрыгина рассказать об этом красивом и зрелищном виде спорта. Ведь в Корее сегодня ледолазанием, кажется, занимаются не меньше чем таеквондо. Это потому, что корейцы очень любят горы и снег, или по каким-то другим причинам?
– Мы очень волновались перед этими соревнованиями. Потому что от первых стартов зависят, как известно, шаги последующие, – рассказывает Александр. – Там может открыться дорога, а может и закрыться, сами понимаете. Ведь мы поехали с очень слабой подготовкой и очень маленьким соревновательным опытом, а на международные старты и вовсе до Кореи еще никуда не ездили. Был у нас только один козырь – сами спортсмены. В альпинизме, в техническом классе, это очень сильные ребята, у всех есть достижения и в скалолазании. Но в ледолазании… Неделя тренировочных сборов в Томске дала только возможность все вспомнить. И вот мы в Корее. Для спортсмена очень важно, как его встречают в чужой стране. Так вот, мы с первого шага в аэропорту поняли, что нам здесь очень рады. Встречали везде гостеприимно, все пожелания выслушивались и выполнялись с таким вниманием, что мы себя чувствовали по крайней мере олимпийцами. Разместили нас в очень хорошей гостинице, о каждом спортсмене у них есть вся информация – в каком номере поселился, какой у него режим и что ему интересно помимо соревнований. Автобусы, доставляющие команды к месту соревнований очень комфортные, все вовремя, все по расписанию. За время нашего пребывания в этой замечательной стране не было ни одного прокола, ни одной досадной мелочи даже, которую допустили бы в организации соревнований корейцы. Может, частью поэтому мы выступили даже выше ожиданий – наши спортсмены ни на что не отвлекались, думали только о спорте, о том, как достойно выступить.
– Говорят, что в Корее вообще ледолазание с первых шагов существования стало любимым и все соревнования проходят с огромным количеством болельщиков.
– Это действительно так. На полуфинальные выступления, на финалы все места заняты. А как корейцы болеют за своих спортсменов?! При такой поддержке большой стимул выкладываться! За дни пребывания в Корее у меня сложилось даже впечатление, что в этой стране особо трепетное отношение к спортсменам. Корейцы, оказывается, очень эмоциональные. Что касается ледолазов, то они по статусу, кажется, находятся где-то рядом с национальными героями. Едешь по городу и видишь на билбордах их портреты. Поэтому не случайно спортсмены с первых же стартов не уступают своих лидирующих позиций. Всегда занимают призовые, а часто и первые места. Но если даже корейские фавориты где-то ошибутся, не совсем хорошо выступят, им сочувствуют, к ним без конца подбегают, успокаивают. В самом зале тоже атмосфера очень теплая. Там волонтеры ухаживают за всеми. Бесплатно горячий чай, кофе подают. В общем, за пределами соревнований тоже царствует комфорт. Спортсмены, все без исключения, черпают у тренеров информацию. Например, на больших экранах там засняты все зацепы на ледодроме и показано, как пройти ту или иную часть трассы.
– Ледовая трасса – довольно зрелищный стадион. Наверное, поэтому сегодня стоит вопрос о включении ледолазания в олимпийскую семью? В Корее к этому готовятся?
– Такое время, я уверен, придет. И Корея в этом плане дальновидная страна. На Олимпиаде в Сочи ледолазы уже выступили, правда, это были показательные старты. В Китае, думаю, есть возможность показать на Олимпийских играх, что такое ледолазание. Так постепенно, вовлекая в спорт все больше поклонников из числа спортивных функционеров и влиятельных лиц, этот зрелищный вид спорта займет свое достойное место на Олимпийских играх. У Кореи к тому времени такая мощная команда вырастет! Ведь здесь к развитию спорта уже подошли основательно. Там, за пределами больших соревнований, я видел очень много залитых льдом каскадов, водопадов, всевозможных скальных стен. Там на свои тусовки приезжают люди разных возрастов. Все лазают, кто в свое удовольствие – активный отдых, кто ради будущих побед – ради спорта. Трассы действительно очень красивые. Есть полностью изо льда. Те, где соревновались мы, комбинированные – частично состоят из дерева, что позволяет корейским спортсменам заниматься любимым спортом и зимой и летом.
– Что еще Вас удивило в связи с Вашим любимым спортом?
– В Корее только с 2008 года развивается ледолазание, а уже есть музея, который рассказывает об истории его развития. Что интересно, это музей не частный. Его спонсирует государство, а материал, видимо, собирается сообща, всем народом. Честно говорю, позавидовал спортсменам. Для сравнения, у казахстанского альпинизма, имеющего славную историю становления и развития, такого музей нет. Да и ледолазы у нас пока не имеют даже базы для тренировок. Так что мы, в отличие от атлетов из Кореи, к тому факту, что ледолазание скоро войдет в семью олимпийских видов спорта, совсем не готовы. Хотя то, что мы сделали в Корее, то, что останется навсегда в истории отечественного ледолазания, очень положительно повлияло на то, что к этому красивому и уже ставшему довольно самостоятельным виду спорта, отношение потихоньку меняется. Например, планировали изначально построить стационарный ледодром в Усть-Каменогорске, чтобы и регион поддержать и спортсменов взрастить. Теперь уже речь идет о том, что в Алматы он тоже просто необходим, ведь костяк сборной здесь, здесь основная молодежь, студенчество, из которого вырастают хорошие спортсмены. Да и тот факт, что государство теперь готово отправлять наших спортсменов на крупные соревнования, говорит об изменившемся отношении к нам. И это радует.
– Скажите, Александр, по Вашему мнению, чему бы нам стоило поучиться у корейцев?
– По большому счету, одному – отношению к спорту и спортсменам. Оттого, что народ знает и любит своих спортсменов, они выступают в полную силу. У спортсмена мощная мотивация – он знает и, самое главное, народ ему постоянно напоминает об этом, что его победы для них, для болельщиков. От них зависит очень много. Именно болельщики нашим спортсменам дают такой импульс к результативным выступлениям, какой могут дать только они. Ведь, если говорить откровенно, то, выступая на международных соревнованиях, мы представляем свою страну и медали завоевываем для своей страны. Через нас о Казахстане мир узнает больше, через нас складывается отношение к стране в целом.
– Казахстан – горная страна, хоть у нас и степной край. Правда, Александр? Но вот и по высотным восхождениям многие нас обошли и продолжают обходить, особенно по количеству высотных горовосхождений, в том числе Южная Корея. Им-то опыт восхождений, в отличие от нас, только на выезде приходится набирать.
– Причин тому несколько. В советские годы у нас было очень много сильных спортсменов, а выехать нам было чрезвычайно трудно. Сейчас мы пытаемся наверстать. Но связь с поколениями альпинистов нарушена, мы пережили трудные для выживания спорта 90-е годы. Думаю, наступает время брать реванш. Что касается ледолазания, то здесь у нас есть все основания.
– Успехов вашей команде и новых побед!
– Спасибо!
Тамара ТИН