Сегодня очень много говорят о наградах: к ним устремлены честолюбивые взгляды претендентов;сидя еще за партами в школе, о них мечтают юноши и девушки; на них, отлитые из металла ордена и медали, с затаенной гордостью за своего именитого предка смотрят дети и внуки. Награды разных степеней и отличий то издалека кричат о славном имени обладателя, то напоминают о том, что перед нами человек особого склада характера – волевой, смелый, в трудное для народа время способный пожертвовать личными интересами ради интересов своих соотечественников. В этой гордости нет ничего зазорного. Заслуги перед народом каждого клана, семейства имеют свою степень значимости – такова истина. К тому же, как известно, жизнь у потомков настоящих героев вовсе не безоблачна, ибо более других членов общества они заботятся о том, как бы не уронить чести именитого предка. Сегодня, накануне великого мемориального дня, Дня памяти борцов за независимость Кореи, состоялся наш разговор с внучкой национального героя Кореи легендарного полководца Мин Гын Хо Александрой Константиновной Ким. Мы с ней поговорили о подвиге ее легендарного деда, о памяти героических событий, хранимых в Корее и в Казахстане, и о многом другом.
Высшая награда родины, Южной Кореи, нашла героя освободительного движения гораздо позже. В 1962 году Союз патриотов Южной Кореи, изучив материалы героики «давно минувших лет», принял решение вручить (посмертно) легендарному полководцу, лидеру национально-освободительного движения Мин Гын Хо высшую награду страны – орден «За заслуги перед государством». Так как в 1962-м году еще не были найдены ближайшие родственники Героя, орден вручили дальним родственникам Национального Героя - четвероюродным братьям – Мин Ин Сику (он считается приемным внуком Мин Гын Хо) и его старшему брату Мин Бон Сику.Спустя всего лишь год, ныне покойный старший брат Александры Константиновны, Антон Константинович Мин, тоже родной внук Мин Гын Хына, нашел способ сообщить о существовании самых близких герою людей на историческую родину, и все закрутилось.
Родственники познакомились. Антон Константинович и Александра Константиновна были приглашены в Корею, где они исполнили наказ своего покойного отца Константина Ивановича, побывали на могиле именитого предка. Пусть хоть и дальние, но родственники, показали им награду дедушки и …проводили домой, согласившись, что награда по праву должна быть передана ближайшим родственникам героя, его внукам, то есть им, но тут же добавили, что передать орден они не могут, якобы из-за того, что вопрос о награде в компетенции Кореи и относится к разряду «проблем государственной важности».
– Столько лет прошло, Александра Константиновна, – обращаюсь я к внучке Мин Гын Хо, – на каком уровне Ваши отношения с найденными родственниками теперь?
– О награде, конечно, заходила речь неоднократно, – отвечает она. – Однако «потомки» из Южной Кореи вели себя, мягко говоря, странно. В конце концов сказали, что награду потеряли. С тех пор стараются с нами не общаться. Причина до банальности проста. Мы ведь и не знали, что «родственники» из Кореи оказывается получали и, наверное, получают сейчас хорошее пособие от Кореи за свое родство. Однажды нам позвонили из консульства и потихоньку, без лишней шумихи и торжеств, которые в этом случае, думаю, оправданы, отдали (другого слова не подберу) коробочку с дубликатом награды. Для меня и это было важно… Приятно иметь какое-то свидетельство о благодарности для своих внуков-правнуков. Пусть они помнят своего именитого деда, имея на руках такую семейную реликвию с исторической Родины. Дубликат награды – ведь тоже свидетельство заслуг Мин Гын Хо. А в остальном… Мы, ближайшие родственники героя, живем достойно, чтим память об именитом нашем дедушке. И еще – думаю, что и наша Родина Казахстан гордится тем, что потомки такого человека не просто живут и трудятся здесь, а имея историческую Родину, где захоронен их великий предок, уже давно стали патриотами Казахстана.
Продолжать материал без короткого отступления о жизни и личности Мин Гын Хо, о котором написано много очерков в изданиях и Южной Кореи, и Казахстана, и Китая, где живут потомки его дочери, думаю,будет несправедливо. Поэтому, с позволения читателя, сделаем это в память о Герое и продолжим наш разговор о жизни, о вечных ее ценностях, которым не дано кануть в лету, покуда жива семья, покуда рождаются дети и внуки.
Мин Гын Хо вряд ли мечтал о наградах
Он был патриотом своей страны и знал наверняка одно – когда Родина и народ в опасности, есть только один выход – встать каждому на защиту своего отечества, отдать все знания и, если понадобится, жизнь за ее независимость. Мин Гын Хо был человеком одаренным как полководец, он был лидером от природы, мог зажигать людей, мог повести за собой, будучи личностью неординарной, знал цену жизни, любил жизнь и отличался смелостью и решительностью, если речь шла о судьбе Родины, родной семьи.
Будущий национальный герой, командующий отрядом армии Справедливости, родился в небогатой семье в Ханъяне (Сеул). В 1897 году он поступил на службу в корейскую армию. В 1907 году под нажимом Японии правительство Кореи было вынуждено распустить свои войска. Согласно секретному договору, подписанному обеими сторонами, распустить свою армию должны были и японцы, но в отличие от корейцев они, напротив, стали укреплять войска. 31 июля было объявлено о роспуске корейской армии, но Мин Гын Хо, будучи командиром отряда особого назначения гарнизона города Вончжу, отказался выполнить приказ корейского императора. Истинный патриот своей родины Мин Гын Хо был твердо убежден в том, что если нет армии – то нет и страны.
Первого августа известие о роспуске армии и восстании в столичных полках дошло до Вонджу. Начались волнения среди военных, которые 5 августа привели к восстанию отряда Вонджу. В тот день открывалась большая ярмарка, чем воспользовался Мин Гын Хо. Он известил о начале восстания и призвал солдат и офицеров объединиться. Восставшие взломали склад и взяли 1600 винтовок и 40000 патронов, тем самым расстроив планы конфискации арсенала регионального корпуса Вонджу. Все оружие и амуницию раздали солдатам и добровольцам из местного населения. Так началась боевая полоса в биографии Мин Гын Хо.Численность восставших составила более тысячи человек, из которых были сформированы 4 отряда. Вскоре район Вонджу был полностью захвачен восставшими. Хотя отряд Мин Гын Хо не был регулярной армейской частью, он успешно проводил боевые действия, используя современные методы ведения боя и обладая большой маневренностью. Его роль в подъеме антияпонского настроения была огромной: люди шли за Мин Гын Хо, чтобы воевать против японцев.Японское командование, обеспокоенное возникшей ситуацией, направило в Вонджу армейскую бригаду с целью подавить восстание, но сделать этого не удалось.
Уже 8 августа отряд Мин Гын Хо, разделившись на две группы, развернул боевые действия. Отряд, возглавляемый Мин Гын Хо, состоял в основном из гражданских лиц, что не мешало ему смело вступать в боевые действия против вымуштрованных и хорошо вооруженных японских солдат. Движение Сопротивления под командованием Мин Гын Хо было самым большим и сильным в стране. Им одержано немало ярких побед над японскими захватчиками. В декабре 1907 года во всех 13 провинциях Кореи сформировались объединенные отряды. Самыми боеспособными были отряды Мин Гын Хо и Хон Бом До. В 1908 году в сражениях за Сеул бойцы Мин Гын Хо, численностью до 2000 человек, дошли до пригородов столицы и успешно завершили операцию по освобождению Самсари, Хадекдон, Дюдундри. За сравнительно небольшой срок его отряд нанес огромный урон противнику, действуя в различных городах и селах провинций Канвон, Чхунчхон, Кенги и Северный Кенсан. Победоносное войско, вплоть до конца февраля 1908 года, продолжало наносить чувствительные удары по колонизаторам. Но очередное столкновение с противником в районе города Вонджу 28 февраля 1908 года закончилось трагически – Мин Гын Хо был сражен вражеской пулей.
В «Истории борьбы за независимость Кореи» о гибели Мин Гын Хо упоминается так: «Отряд добрался до Вонджу, и когда солдаты принимали пищу, напали японцы, командир был сражен пулей. Многие источники даже пишут о том, что силу личности Мин Гын Хо признавали даже враги. Так в «Очерках военного искусства» говорится следующее: «Гибель героя корейской армии тронула даже японских солдат и на надгробной плите они написали: «Могила борца Кореи Мин Гын Хо».
Этот материал из биографии легендарного деда Александры Константиновны с небольшими расхождениями в деталях есть сегодня во многих учебниках истории Южной Кореи, в школах и вузах знают о подвигах Мин Гын Хо, есть материалы его героической биографии в музеях, не так давно на могиле героя был установлен памятник. В Республике Корея имя Мин Гын Хо занесено в почетный список 12 самых выдающихся борцов страны против японских колонизаторов.
Достойные потомки национального Героя живут в Казахстане
До открытия «железного занавеса» в неведении о своих корнях прожило не одно поколение корейцев. В роковые 37-е годы депортированные из насиженных мест, они должны были бы напрочь забыть свое прошлое (во всяком случае, этому в полной мере способствовала целая система, масса обстоятельств и, самое главное, условия выживания), начать новую жизнь с чистого листа. Но это ведь невозможно! Как известно, дерево без корней падает, и чем мощнее его крона, тем ощутимее удар. К тому же, как известно, без прошлого нет настоящего, а без настоящего - будущего. Пришло время, и тайны начали раскрываться. Были отважные люди, которые под страхом смерти хранили не только память в глубине своих сердец, но и под страхом смерти документы, свидетельствующие о прошлом. Хранили и молчали, будто зная – время придет и документы заговорят. К таким относился достойный сын Мин Гын Хо Константин Мин. Именно он сохранил те документы, которые после открытия «железного занавеса» стали неопровержимыми доказательствами того, что потомки у Мин Гын Хо есть, и живут они в Казахстане. Бережно сохраненная родословная свидетельствует и о том, что будущий национальный герой является единственным сыном Мин Чи Бона, представителем 27-го поколения Минов. Эти бесценные документы сохранены в Казахстане, у детей и внуков старшего брата Александры Константиновны.
– Жаль, что время неумолимо, ушли уже многие живые свидетели тех лет. Догадываюсь, что очень много знал отец и совсем ничего не мог рассказать нам. Как я понимаю его боль сейчас, когда сама уже разменяла седьмой десяток лет, – говорит она и на глаза её наворачиваются слезы. – Он был педагогом, работал многие годы директором школы, нес знания людям и …молчал о своем Великом отце. Я помню еще свою незабвенную бабушку, которая похоронена в Казахстане, помню теплые ее руки и усталые добрые глаза. И папа и она молчали ради нашего будущего – ради своих детей и внуков. Папа мечтал, чтобы его дети были грамотными людьми и порядочными. И еще он почему-то видел нас врачами и не скрывал своего пожелания.
– Видимо, была связь с прошлым, Александра Константиновна?
Оказалось, что так оно и есть. Получается так, что на выбор профессии внуков и правнуков (в качестве ярких примеров я имею в виду в первую очередь Александру Константиновну, отдавшую врачебному делу все свои годы, и ее сына Игоря, ставшего год назад лучшим врачом года в Алматы) повлияли обстоятельства жизни семьи именитого деда? Оказывается, так оно и есть. Для подтверждения этих фактов без строчек из биографии семьи не обойтись.
Был в окружении Мин Гын Хо врач-золотые руки Ан Чжун Гын, которому семья Минов обязана жизнью. Ан Чжун Гун был в составе его отряда. Бабушке (жене Мин Гын Хо) вместе с детьми он сначала помог перебраться в Харбин, а потом в Приморье – подальше от японцев. Так семья выжила. Благодаря этому продолжился род Минов. Выросли двое детей, пошли внуки, правнуки – жизнь продолжается. Врачами, как представителями главных профессий, которым народ благодарен за сохранение здоровья, был восхищен и передал это восхищение своим детям сам Мин Гын Хо; его сын Константин пронес это восхищение по жизни и дал понять своим детям, что нет дела важнее врачевания. Вот так и получилось, что дело врачевания у Минов в крови.
– Сколько себя помню, ни о какой другой профессии не мечтала, – вспоминает Александра Константиновна. – Бывали времена, когда материально нашей семье жилось трудно, и я всегда старалась поскорее встать на ноги и зарабатывать деньги, чтобы было полегче. Начинала с медсестры, потом поступила на вечернее отделение мединститута и, окончив его в числе последних (нашим выпуском вечернее отделение в медицинском, как говорится, приказало долго жить), стала дипломированным специалистом, выбрав на всю жизнь профессию, о которой мечтал для нас папа. Уже мне далеко за 70 и до сих пор чувствую, что мои знания и опыт нужны окружающим.
Кто же они, потомки Национального героя, именами которых гордился бы именитый дед?
О семье внучки Александры Константиновны и ее мужа Ким Тхя Уна, который, кстати, тоже врач, врач-стоматолог, я уже коротко рассказала.
Корни древа Минов в Корее. Само дерево одной веткой ушло в Китай, а другая – у нас в Казахстане. Среди тех, кто прославил нашу страну, есть врачи, спортсмены, экономисты, юристы, архитекторы... Среди них Денис Тен, который, как его дед, прожил яркую, но, к сожалению, еще более короткую жизнь, тоже из клана Минов… В жизни одаренного фигуриста была и Корея с ее корнем, и Казахстан с пышной кроной дерева, где развился талант именитого спортсмена.
Послесловие
Хотелось бы, чтобы материал был прочитан читателями из Страны утренней свежести, где очень любят порядок во всем по одной очень важной причине. Наверное, некрасивый поступок, даже алчность тех, кто очень мало чего общего имеет с национальным героем, должна быть поставлена на вид! Наверное, «потерянный» оригинал награды нужно бы найти и, если не передать родственникам, то водрузить его где-нибудь в музее самой Кореи, а пособие, если платить, то по адресу – прямым потомкам Героя. А если не платить вовсе – то передать его фондам самого героя или общественной организации, которая по-настоящему заботится о сохранении памяти, о его славных делах. Все-таки пришло время общественным организациям отличать потомков по их делам, в какой бы стране они ни проживали. К чести Южной Кореи, там действительно не только свято чтят своих героев, стараясь, чтобы их потомки испытывали меньше материальных нужд и были окружены заботой и вниманием, какого они, по понятным причинам, были лишены из-за раннего ухода их именитого предка, - там озабочены поиском все новых материалов, которые работают на раскрытие образа Героя, его незабвенной личности. Но память не должна быть избирательной – это ведь истина, не требующая доказательств.
Тамара ТИН