У корейцев и японцев, при всей их разнице культур, менталитета и образа жизни есть один схожий культ – культ камней. Впрочем, в древности он был довольно широко распространён во многих странах мира и до сих пор всем известны такие исторические феномены,как египетские пирамиды, стоунхенджи, белокаменная Москва, каменные кучи, или сад камней.Но не о них пойдет речь, а о том, почему на пути Японии к переговорному процессу оказались камни преткновения? Ведь в череде саммитов глав государств и встреч на высоком уровне между Сеулом, Пхеньяном, Пекином, Вашингтоном и Москвой не нашлось достойного места для Токио. Из всех стран, вовлеченных вgreatgame вокруг Корейского полуострова, Япония, судя по всему, оказалась самой обделенной. Что же интересует Токио внынешнем потеплении отношений между Севером и Югом и оживившихся контактах между Вашингтоном и Пхеньяном? Возможна ли встреча японского премьера СиндзоАбе и Ким ЧенЫна? Как скоро ожидается саммит Японии и Северной Кореи? Какие вопросы будут на повестке дня саммита Японии и КНДР?
Дипломатические отношения между Токио и Пхеньяном остаются по сей день не установленными,однако переговоры на уровне правительств двухстран проводились неоднократно для обсуждения злободневных и проблемных вопросов.До недавнего прошлого отношения между двумя странами можно определить как взаимно враждебные, о чем говорит результат проведенного в 2014 году WorldService BBCопроса, из которого явствовало, что 91 % японцев относились к КНДР негативно, что явилось самым высоким уровнем неприятия Северной Кореи в мире. Вряд ли эта неприязнь заметно уменьшилась, как это произошло в Южной Корее, Америке и Европе. Главным камнем преткновения к нормализации отношений Японии с Северной Кореей, стала проблема похищения агентами КНДР японских граждан. По разным оценкам с 1977 по 1983 годы спецслужбы КНДР тайно вывезли из Японии от 13 до 80 человек. Токио официально утверждает о 17 похищенных японских гражданах. Для японского правительства эта проблема – один наиболее серьёзных внешнеполитических вопросов, который не менее важен, чем ракетно-ядерная программа КНДР.
Пхеньян долгие годы отмалчивался или отговаривался от обвинений Токио в нарушении национального суверенитета Японии и нарушении общепринятых международных прав человека. Лишь осенью 2002 года во время визита премьер-министра Японии Дзюнитиро Коидзуми в Пхеньян Ким Чен Ир признал факт похищений 13 человек из 17, утверждая, однако, что они были осуществлены без санкции высшего руководства Северной Кореи. Тем самым Северная Корея признала за собой вину и в итоге, после визита японского премьера, пятеро похищенных японцев вернулись на родину. Впоследствии из Кореи в Японию переехали пятеро членов их семей, включая детей, родившихся в КНДР. В мае 2004 г. состоялся повторный визит Коидзуми в Пхеньян и Ким Чен Ир дал обещание провести тщательное расследование в отношении тех десяти японских граждан, которых в Японии считают похищенными.По признанию северокорейской стороны, в КНДР были тайно ввезены 13 японских граждан, из них восемь человек были похищены, а пятеро прибыли по согласию. Говорилось, что из 13 тайно ввезённых в КНДР японских граждан в живых остались пять человек, а восемь умерли при различных обстоятельствах. Токио постоянно подозревает, что некоторые из похищенных японцев еще живы и удерживаются Пхеньяном из-за боязни разоблачения северокорейского режима и выдачи госсекретов КНДР, которыми они обладают. После последнего визита премьера Коидзуми в Пхеньян 14 лет назад японские и северокорейские лидеры не встречались ни разу, так как всякие инициативы двух сторон по установлению отношений натыкались на один и тот же камень преткновения – проблему похищенных японцев. Во всех переговорах, встречах и консультациях с Северной Кореей Япония всегда настаивала на включении в повестку дня вопроса о своих похищенных гражданах. В рабочих консультациях в августе, сентябре, ноябре 2004 г.; во всеобъемлющих японо-северокорейские переговорахв Пекине с 4 по 8 февраля 2006 г.; на 1-ом заседании «Рабочей группы по нормализации японо-северокорейских отношений» в Ханое с 7 по 8 марта 2007 г.;на шестисторонних переговорах в феврале 2007 г. в Пекине; на 2-ом заседании «Рабочей группы по нормализации отношений» в Улан-Баторе 5 и 6 сентября 2007 года; на рабочих консультациях в июне и июле 2008 г. в Пекине и Шеньяне. Насколько болезненно и основательно правительство Японии относится к нерешенному вопросу, говорит тот факт, чтов конце июня 2006г. в стране вступил в силу специальный «Закон о применении мер относительно проблемы похищений и других нарушений прав человека Северной Кореей». В октябре 2009 г. правительство Японии организовало взамен прежней новую Штаб-квартиру по борьбе с проблемой похищений. Ее руководителем был назначен премьер-министр, заместителями – министры и секретарь кабинета министров.
В свете изменений в политике Северной Кореи можно ожидать сдвиг с мёртвой точки отношений между Пхеньяном и Токио. Первый жест доброй воли продемонстрировал Север, освободивший довольно скоро по северокорейским меркам японского арестованноготуриста. Журналисты и эксперты усмотрели в этом обнадеживающий знак, однако, как это уже случалось, преждевременно. Стало известно, что во время встречи в Сингапуре Трампа сКимЧенЫном президент США поднял вопрос по просьбе Абэ о похищенных японцах. В свою очередь Ким ЧенЫн сказал Трампу, что есть возможности встретиться с Абэ, и что он «открыт» для этого.Абэ и японское правительство по-прежнему сосредоточились на решении вопроса освобождения своих граждан в качестве одного из своих ключевых приоритетов. Причем, согласно официальным данным, Япония причисляет 17 своих граждан к числу похищенных северокорейскими агентами и подозревает участие Северной Кореи во многих других случаях исчезновениях японских граждан.Саммит Японии и Северной Кореи, если он состоится, должен будет помочь разрешить ракетные и ядерные угрозы Севера и, что еще более важно, решить проблему похищения японских граждан. Военная угроза с Севера воспринимается как реально опасная, которая может нанести урон стране и повлечь человеческие жертвы. «Военная деятельность Северной Кореи представляет собой самую серьезную и насущную угрозу, с которой столкнулась наша страна», – говорится в ежегодном официальном документе, опубликованном министерством обороны Японии.Премьер-министр Японии СиндзоАбэ заявил после встречи в Сингапуре, что его страна не изменит свою военную позицию по отношению к своему воюющему соседу, пока не увидит конкретные, необратимые и поддающиеся проверке шаги в направлении разоружения.В свою очередь Пхеньян воспринимает проведение совместных американо-южнокорейских и японских манёвров как подготовку к вторжению на свою территорию.Как отмечает TheWashingtonPost, Япония и США требуют от Южной Кореи разрешить использовать для этой миссии японские военные суда. Однако южнокорейцы выступают против, не желая видеть японских военных на своей территории. В ноябре 2017 года по той же причине Сеул отказался участвовать в совместных с японцами учениях, направленных против КНДР.
Япония восстановит отношения с КНДР в том случае, если северокорейским правительство проведет полное разоружение и решит проблему похищений японских граждан. Об этом заявил премьер-министр страны СиндзоАбэ в ходе трехсторонней встречи с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином и премьером Китая Ли Кэцяном в Токио.С момента первого саммита Трампа с северокорейским лидером в прессу постоянно просачивались сведения о тайных переговорах между Японией и Северной Кореей по организации встречи с Синдзо Абе и Ким ЧенУна. И неизменно упоминалась проблема похищения японских граждан, без каких-либо намеков на ее успешное решение. Она стала своеобразным гордиевым узлом в отношениях между Токио и Пхеньяном. Ожидается, что если саммит состоится, тоКНДР, в свою очередь, потребует от Токио отказа от участия в военных учениях с США и Южной Кореей, носящих агрессивную в ее отношении направленность и представляющих таким образом угрозу северокорейскому режиму. Не исключается также, что Пхеньян выставит иски на выплату многомиллионных компенсаций за ущерб, нанесенный Корее (ее Северной части) в колониальный период 1910-1945 годов, когда Япония выкачивала природные и сырьевые ресурсы, нещадно эксплуатировала корейское население и вывозила дешевую рабочую силу на свои шахты и заводы. В случае продвижения в решении проблемы похищенных людей и отказа Пхеньяном от ядерных и ракетных программяпонский премьер мог бы также выразить готовность оказать экономическую поддержку Северной Корее. Подводя черту, можно сказать, что на пути к саммиту между Токио и Пхеньяном предстоит устранить образовавшиеся завалы, а точнее устранить неподъемную каменную глыбу – проблему похищенных северокорейскимиспецслужбами граждан Японии. Как она будет решена? Ответ должен быть не за горами.
Герман КИМ, д.и.н,
директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби,
профессор кафедры истории, директор Центра сотрудничества и исследования Центральной Азии университета Конгук (Сеул)