Глядя на Людмилу Руслановну Ким, и не скажешь, что это полковник внутренних дел на пенсии по выслуге лет. Стройная хрупкая женщина, она работала криминалистом более 25 лет, руководила целым управлением, взрастила не одно поколение приемников! Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, она обучает студентов, передавая им не просто знания, а помогая понять, что такое работа в органах внутренних дел и какими чертами должен обладать преданный делу служитель закона.
Такой уж у нее характер – вести размеренный образ жизни Людмила Руслановна не может. Времени хватает и на хобби – плетение бисером. Занимаясь любимым делом, Людмила погружается в свои мысли и вспоминает рассказы мамы про бабушку и дедушку, которых переселили в Казахстан.
–Моя родина, конечно, Казахстан. Здесь я родилась, выросла, училась, создала свою семью. С этой страной у меня связано все. Я рада, что здесь мы можем жить спокойно, работать во благо страны и вместе с тем помнить свои корни. Мой дедушка родился в северной части Кореи, ребенком его привезли в южную часть полуострова. Потом они перешли российскую границу, а в 37-м году его вместе со всеми корейцами депортировали в Казахстан, Кызыл-Ординскую область. Когда границы уже было открыты, мама хотела съездить в КНДР, но дедушка ее переубедил. Он говорил: «Лучше не ездить туда. Живи хорошо здесь». Это наставление я пронесла через свою жизнь и стараюсь жить так, чтобы потом не жалеть. Оборачиваясь назад, я могу сказать, что моя жизнь на казахской земле – это пример целеустремленности и реализации своих желаний. Скажу честно, не многие выдерживают работу в органах и увольняются. Я же шла к своей мечте – получить звание полковника год за годом. И вот уже – два года как на пенсии, а полковник уже семь лет.
О работе криминалиста
– Интересную вы себе выбрали специальность – криминалистика. Расскажите, пожалуйста, что это за профессия?
–Криминалист собирает улики на месте преступления, обрабатывает их и передает следователю. Работа криминалиста это кропотливый, монотонный труд. Криминалист должен обладать внимательностью, усидчивостью, аккуратностью. Помимо сбора улик, надо еще провести их анализ и сделать определенные процедуры. Криминалист выезжает на место происшествия в составе оперативной группы, а потом уже работает в лаборатории.
– Почему вы выбрали именно эту специальность?
– В 1993 году в Алматинской высшей следственной школе Государственного следственного комитета РК открыли первый в республике следственно-криминалистический факультет. На тот момент я окончила 11 классов средней школы и выбирала учебное заведение. До этого ни один вуз в Казахстане этой профессии не обучал, поэтому я даже не знала, что есть такая профессия–криминалист. Окончив факультет с отличием, меня сразу трудоустроили, и я начала работать.
– Помните ваш первый выезд на место преступления?
– Да. Это было самоубийство. Тогда мне было 19 лет, ни о каком психологическом настрое я не думала. Все так быстро закрутилось, что на мысли времени не осталось. Спасибо моим наставникам, они мне сразу объяснили, что надо ко всему относиться спокойно, без эмоций, которые мешают работе. Конечно, жаль пострадавших, особенно детей, но если сострадать всем и каждому, то на работу нивремени, ни сил не останется. Поэтому голова всегда должна быть холодной.
– Наверняка женщине непросто быть криминалистом.
– Наверное, где-то даже легче. Работа с уликами – это монотонный и в то же время требующий большой аккуратности процесс. Мужчины более импульсивные, поэтому им в некоторых моментах даже тяжелее.Если говорить о нагрузке, то она одинакова как для мужчин, так и для женщин. Наряды, усиления, выезды - все распределяется одинаково. Могут вызвать в новогоднюю ночь, праздничные дни, в любое время суток. И я должна выехать на место происшествия в любую погоду, в любое время. Бывало, что собирали материал в горах, под порывами ветра или где-то на равнине под солнцепеком, или в душных помещениях. Словом, ты должен быть работоспособен при любых обстоятельствах.
За годы работы я видела разное, со многими вещами сталкивалась впервые, но всегда старалась находить оптимальное решение. В этом большую поддержку оказывали более опытные коллеги. У нас коллективная работа, если кому-то нужна помощь или совет, мы помогаем. Среди криминалистов существует братство, которое всегда готово прийти на помощь. Я считаю, что никогда не стыдно попросить о помощи. Даже сейчас, находясь на пенсии, я с всегда стараюсь помогать коллегам.
– Женщины криминалисты явление частое?
– Да, в этой профессии представительниц прекрасного пола достаточно. Когда я начинала карьеру в департаменте города Алматы, нас было около десяти сотрудниц. Сейчас встречаются целые отделы, где работают криминалистами только женщины. После выхода на пенсию меня сменила женщина, и заместитель у нее тоже женщина.
– Говорят, что после любого преступления обязательно остаются улики. Так ли это?
–Совершенно верно. Идеального преступления не бывает. Всегда есть какие-то зацепки.Тем более сейчас большие возможности в плане использования современной техники, реактивов, интернета, видеонаблюдения. Вопрос заключается в другом: как найти эти улики? Здесьможет сыграть свою рольчеловеческий фактор. Это и усталость, и стресс, и недосыпание. А нагрузка у криминалистов всегда сильная.
– Два года на пенсии. По работе скучаете?
– В обязанности полицейского, в частности криминалиста, входит много разного – этои работа в «полевых условиях», и исследование вещественных доказательств, но есть и менее интересные стороны, такие, например, как совещания и написание отчетов. По чему-то скучаю, по чему-то не очень. Признаюсь, что сейчас мне не хватает стрельбы. Хочется снова взять в руки пистолет и пострелять. Во время работы два раза в месяц мы тренировались в тире и на полигоне. Вот этого драйва мне действительноне хватает.
О семье и детях
– Несмотря на особенность профессии и большую занятость, вам хватало времени и на личную жизнь…
– Спасибо маме. Она для меня - большая поддержка. В те моменты, когда я была вынуждена срочно уезжать или заступать на дежурство, она приезжала и смотрела за моими детьми. Именно мама подбадривала меня, всегда находила подходящие слова поддержки. Если бы мамы не было рядом, скорее всего, передо мной встал бы выбор: работа или семья. Все-таки женщина всегда стоит перед таким выбором. Только благодаря поддержке мамы у меня сохранились теплые отношения с детьми и сложилась карьера.
– Дети пошли по вашим стопам?
– Нет. Дочь получает образование в сфере гостиничного бизнеса, а сын - юрист-экономист.
– Если бы кто-то из ваших детей выбрал профессию криминалиста, как бы вы к этому отнеслись?
–Вполне спокойно. Отговаривать не стала бы. Но зная характер своих детей, не рекомендовала им. У них была полная свобода выбора.
О хобби
–Чем увлекаетесь в свободное время?
– Благодаря племяннику стала заниматься бисероплетением. Он увлекся этим делом, но быстро потерял интерес.А я не люблю, когда бросают начатое на полпути. И чтобы он продолжил бисероплетение, стала сама изучать это дело при помощи видеороликов, а дальше уже пошло-поехало. Сначала один браслет сплела, потом второй, некоторые переделывала. Пока думала, как исправить, стала еще больше разбираться в тонкостях бисероплетения. Мне это нравится. Младшая сестра уже давно занимается вышивкой бисером, поэтому можно сказать, что это семейное хобби. Этот процесс настолько увлекателен для нас, что мы сами не замечаем, как пролетает время. Меняемся своими творениями, дарим друзьям, близким.
Сначала плели простые браслеты, потом браслеты с рисунками и надписями. Затем мне стало интересно попробовать сплести что-то из крупного бисера. В основном это животные.
– Вы человек увлеченный…
– Еще я люблю шить. Опять-таки с мамой, сестрами покупаем ткань метражом, а потом шьем постельное белье. Конечно, я не суперпрофессионал, но постельные комплекты не покупаю, а шью сама. Это очень удобно. Например, чтобы порадовать близких, я подбираю ткань с забавным рисунком и шью наволочки, простыни, потом дарю детям или племянникам. В их глазах вижу удивление и радость. Когда делаешь с любовью для родных людей, они в ответ дарят улыбки и теплые объятия, а это дороже всего – чувствовать тепло близкого человека.
Ольга Кан