День Победы – священный праздник для каждого ветерана. Одним из тех, на чью долю выпала суровая фронтовая стезя, стал восточноказахстанец Кали Нурбикенов, воевавший в Корее. 15 июня 1942 года после окончания восьмого класса Кали Нурбикенова направили в риддерскую школу ФЗО, где готовили бурильщиков. Он работал в шахте на глубине 500 метров в деревянных башмаках, а о том, чтобы поесть досыта, даже не мечтал. В феврале 1943 года подал заявление в военкомат и ушел добровольцем на фронт. После месячного обучения его отправили на передовую. Воевал в Смоленской области, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии.
– Путь к победе был нелегким, – вспоминал при жизни Кали Нурбикенов. – Враг сопротивлялся отчаянно, часто наносил контрудары. Так было, например, на полосе нашего наступления, когда противник внезапно нанес удар по полкам нашего соединения. Наши войска вынуждены были отойти, оставив город Кройзбург, которым мы овладели накануне. Война – тяжелая, грязная, кровавая работа. Когда, наконец, мы взяли этот город, настало небольшое затишье. Более двух суток мы не спали. Я вырыл окоп и крепко уснул. Мороз – под двадцать, а я ничего не чувствовал. Потом ребята меня разбудили.
9 апреля 1945 года под мощными ударами фронта пал Кенигсберг – столица Восточной Пруссии, город-крепость, который немцы называли «твердыней Германии». Кали Нурбикенов принимал непосредственное участие в штурме. Бои длились днем и ночью трое суток. День Победы, 9 Мая, Кали Нурбикенов встретил на берегу Балтийского моря. В боях на Западном фронте он дважды был ранен и дважды контужен, но всегда возвращался в свой полк, к своим боевым друзьям.
Однако впереди его ждала другая война – с Японией. 25 дней была в пути его 3-я гвардейская дивизия и прибыла в монгольский город Гайболсан. Отсюда в составе Забайкальского фронта направились к границе Китая. Продвигались только ночью.
По воспоминаниям Кали Нурбикенова, боевые действия начались в час ночи 9 августа 1945 года. Войска фронта двигались в кромешной тьме и в глубочайшем молчании, без единого выстрела. Шел дождь. На границе стояли незначительные силы прикрытия противника. Упорное сопротивление японцы оказали только у реки Аргунь и у города Хайлар. Самураи занимали высоты и оттуда бросались на советские войска. Бои были повсюду: впереди, в середине движения, далеко в тылу. Всюду у них стояли солдаты-смертники, которые открыто совершали диверсии. Так, большая группа самураев ночью напала на штаб полка. Смертельно ранили начальника штаба подполковника Наконечного, два офицера и трое солдат были убиты, восемь ранены, в том числе и Кали Нурбикенов.
К 19 августа войска фронта вышли в центральные районы Китая. Затем Советская армия на голову разбила японскую Квантунскую армию и освободила Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Однако японцы продолжали совершать диверсии. Так, 13 ноября 1945 года в два часа ночи они подожгли солдатскую казарму в Пхеньяне. Солдаты бежали к выходу, а те, кто не успел, прыгали из окон. Дедушка и его друг Воробьев неудачно прыгнули со второго этажа. Попали в госпиталь. Четверо солдат погибли, некоторые получили ожоги различных степеней тяжести. Вместе с обмундированием сгорели ордена всех солдат. Это примерно 250 человек. Командование полка направило ходатайство в наградной отдел Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении орденов.
18 августа 1948 года, во время службы во Владивостоке, в Приморском крайисполкоме герою вручили награды, поступившие из Москвы: орден Славы третьей степени, две медали «За отвагу» и др.
Домой Кали Нурбикенов вернулся первого мая 1950 года, прослужив в армии более семи лет. После он работал в системе МВД, в партийных и советских органах. Его не стало несколько лет назад.
Ева КИМ,
Усть-Кменогорск