Камилла Витальевна Ли является автором около 200 изданных искусствоведческих материалов (публикаций, книг, монографий, иллюстрированных альбомов, каталогов и сборников) по казахской материальной культуре и изобразительному искусству Казахстана. Она известный искусствовед, секретарь Союза художников РК по вопросам творчества, член Союза художников РК, член международной Ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО (AICA), член Международной авторской Ассоциации (ALAI).
– Сейчас, когда я уже много лет занимаюсь изобразительным искусством, могу сказать, что это очень высокоинтеллектуальная область. Её вот так сразу, обывательски, не постичь. Чтобы уловить посыл художника, необходимо глубоко погрузиться, достичь, практически медитативного состояния. Из такого погружения ты выходишь уже другим человеком. Но это приходит со временем и с большим трудом. «Душа обязана трудиться» – это известные и совершенно справедливые слова, – говорит Камилла Витальевна. Изобразительное искусство всегда привлекало Камиллу Ли, хотя изначально она была больше увлечена кинематографом. Будучи студенткой Алматинского педагогического института иностранных языков, девушка параллельно занималась в сценарной мастерской при киностудии «Казахфильм» у именитых Льва Варшавского и Виталия Старкова. Получив первое высшее образование, наша героиня всерьез собиралась поступать на сценарный факультет ВГИКа, но, несмотря на то, что вступительное собеседование она прошла, поехать на учебу не смогла – выпускница иняза должна была отработать положенный срок по распределению. Молодого специалиста направили работать школьным учителем немецкого языка в провинциальный Тобольск. Совсем еще молодой девушке, сразу после института, пришлось давать уроки в вечерней школе большей частью бывшим заключенным, которые были старше её. Через три месяца родители приняли решение забрать дочь обратно в Алма-Ату.
Чтобы не терять время, Камилла решила заняться изучением истории и теории искусства. Подготовившись, на следующий учебный год она подала документы в Академию художеств СССР в Ленинграде. Конкурс был огромный – 30 человек на место, но девушке удалось поступить на очное отделение. Уже позднее, когда обнаружилось, что Камилла Ли уже получила одно высшее образование, её перевели на заочное. Тем не менее первый год она прожила в городе на Неве, посещая как вольный слушатель все лекции и семинары вместе с очниками. Перейдя на второй курс, студентка решила, что ей необходимо погрузиться в практику. Поэтому она вернулась в Алма-Ату, где ее приняли на работу в Дирекцию художественных выставок при Министерстве культуры республики. Организация занималась передвижными выставками. В то время специалистов в области искусствоведения было немного, вспоминает Камилла Витальевна, поэтому её сразу назначили на должность ученого секретаря. Тогда же начинающий искусствовед осознала, насколько теория разительно отличается от практики. Организация выставок, составление экспозиций, лекции – это было совсем не то, что штудировать учебники и писать эссе в институте. Хотя знания, которые Камилла Ли приобрела во время учебы, все же помогали.
– У меня, конечно, в тот момент были совершенно другие представления о работе. В академии мы получили хорошую базу, даже сдавали зачеты по рисунку и живописи, чтобы понимать специфику построения формы и так далее. Дни и ночи я проводила в библиотеке. Ведь настоящий искусствовед – это комплекс абсолютно разных знаний, тут и философия, и психология, и цветоделение, и анатомия. Все это дало результат в долгосрочном плане. Моментально же переключиться с теории на практику было не легко, – вспоминает Камилла Витальевна.
Буквально сразу молодому ученому секретарю удалось поучаствовать в подготовке двух крупных выставок: в Киеве и Ташкенте. С огромной благодарностью Камилла Витальевна вспоминает возглавлявшую тогда дирекцию художественных выставок Людмилу Алексеевну Долгушину, под заботливым руководством которой она получала свой первый практический опыт, с удовольствием погрузившись в этот увлекательный мир. В Украине молодого казахстанского искусствоведа приглашали на телевидение (это был первый и далеко не последний подобный опыт – позднее Камилла Ли станет автором целого ряда программ на казахстанском телевидении), а в Узбекистане ей посчастливится впервые посетить древние города ‒ Бухару и Самарканд.
Впереди у нее была работа в музеях, республиканском художественном фонде, институте, частные собственные проекты, международные стажировки, должность ответсекретаря Союза художников РК и общественная деятельность. На сегодняшний день Камилла Витальевна имеет 45-летний стаж работы в сфере изобразительного искусства и огромный авторитет среди коллег. Как ни парадоксально, но искусствовед одинаково отвечает на два противоположных вопроса о своей работе: что больше всего привлекает и что является самым сложным? И то и другое, по ее словам, – взаимодействие с художниками.
Говоря о сложностях, Камилла Витальевна отмечает, что художники, как правило, не готовы воспринимать критику. В то время как искусствовед, будучи исследователем и аналитиком, обладая комплексной культурологической базой, которая наращивается годами имеет основания во благо тому же художнику, составить свое компетентное мнение о его работе и указать на ошибки. Разумеется, сейчас, когда Камилла Ли обладает авторитетом, к её словам чаще прислушиваются, но на первых порах ей приходилось нелегко.
– Искусствовед должен обладать стойким характером. Как, собственно говоря, и в любой профессии, да и вообще в жизни, нужно обладать неким мужеством, чтобы говорить правду. А это достигается очень глубокой работой над собой и самоопределением, – говорит Камилла Витальевна. В то же время искусствовед относится к художникам, с которыми имеет счастье работать, с огромным уважением и трепетом. Она говорит, что любит свою работу именно потому, что ей удается встречать истинных творцов, которые работают, не ожидая никаких материальных богатств, просто потому, что не представляют себе другой жизни. Художники, по словам нашей героини, это особый пласт общества, который жертвует собой ради созидания. Ведь мир без художника трудно представить. Как и всякий выдающийся профессионал, Камила Ли скромна в оценке результатов своей работы и достижений. Обладая огромным багажом знаковых для развития искусства страны трудов, она затрудняется назвать наиболее значимые. Говорит, что самая лучшая её работа еще впереди.
– Я много чего написала, но у меня такое ощущение, что главную в своей жизни книгу я еще не создала. У меня есть альбом «Изобразительное искусство Казахстана. ХХ век», он был издан в 2000 году. Мне кажется, что тогда я близко подошла к тому, что мне хотелось бы сделать. Конечно, я хотела бы сделать большую книгу об искусстве Казахстана, исходя из своего опыта и личного отношения к художникам, в которой бы я могла полностью высказаться. Но, к сожалению, пока на это не хватает времени. Такая работа требует абсолютного погружения, – делится Камилла Витальевна. Будем надеяться, что в ближайшее время свет увидит большой фундаментальный труд нашего выдающегося искусствоведа. Уверены, что эта книга внесет огромный вклад в развитие культуры и искусства нашей страны.
Татьяна ЭМ