В прошлом номере нашей газеты мы обещали подробно рассказать о вечере джазовой музыки, посвященном 50-летию создания «Биг Бенда» в Алматы. Инициатором и вдохновителем этого замечательного концерта для души выступил популярный джазмен, композитор, исполнитель и педагог Яков Николаевич Хан. Сразу после концерта мы не стали договариваться с маэстро на интервью, тем более что час был уже очень поздним – сам концерт продлился более трех часов. Позвонив Якову Николаевичу следующим утром, услышала: – Я в Шымкенте сейчас, на 60-летии музыкального колледжа. Не мог не поехать на встречу выпускников и однокурсников. Сразу после встречи заезжаю домой и лечу в Корею. Так что извините, встретимся позже.
Вот так надо жить в 75 лет! Любимая работа и активная творческая деятельность, дом – полная чаша, дети, внуки. Но в центре всего этого стоит его любовь к музыке и уважительное отношение к чувствам маэстро всех окружающих его людей. Мы всегда на связи.Обычно Яков Николаевич, в буквальном смысле этого слова, не приходит, а на минутку забегает к нам в редакцию в основном для того, чтобы сообщить, например, следующее: «Завтра летим в Корею, там концерт» или «В Актюбинск на этот раз…», «Хочу пригласить вас на наш традиционный осенний концерт». Когда Яков Николаевич говорит о джазе, лицо его просветляется так, что ты начинаешь понимать одну истину: не любить джаз это как-то противоестественно, что все должны любить джаз или, на худой конец, пытаться понять, за что ему «все возрасты покорны», чем эстрадно-джазовое искусство так влюбляет в себя даже профессиональных композиторов и музыкантов. Говоря о вечере, посвященном 50-летию «Биг Бенда» в Алматы, Яков Николаевич перед концертом сказал:
– Мы с друзьями обычно осенью собираемся на такие встречи, приглашаем всех, кто ценит в музыке импровизацию и диалог, вспоминаем тех, кто был предан джазу и остался верен ему, и заводим публику. Мы хотим донести и до молодых музыкантов необходимость в изучении музыкального наследия, оставленного мэтрами эстрады. И кажется, нам удается это.
Ценность состоявшегося на прошлой неделе вечера еще и в том, что его ведущей была музыковед и джазовая дива ИрэнАравина, которая, будучи сама известной джазвумен, вела концерт, являясь частью той истории, которой, собственно, был посвящен концерт – истории любви к джазу Алма-Аты и Алматы, шагнувшей за полувековой рубеж. Надо сказать, что у Ирэн Аравиной манера вести любой концерт заключается в том, чтобы не только «наполнить музыкой сердца» присутствующих, но и дать им знания об этой музыке, о тех истоках, из каких она полилась и стала любимой в широкой мировой аудитории. Остановимся и мы на основных этапах развития джаза, тем более что в Казахстане это направление музыки не так еще популярно, как в Европе, например, или в той же России, где множество профессиональных клубов несут и знания, и неповторимую музыку «для собеседований».
Джаз как музыкальное направление берет свое начало в США еще в 1910 году. С тех пор он очень быстро получил распространение по всему миру. В течение двадцатого века это направление в музыке претерпевало ряд изменений. Если говорить об истории возникновения джаза кратко, необходимо отметить, что в процессе формирования было пройдено несколько этапов развития. После 1950 года джаз стали рассматривать в качестве музыкального жанра, включавшего в себя все стили, которые он прошел в результате развития, став тем видом музыкального искусства, который возник как результат синтеза африканской и европейской культур с участием афроамериканского фольклора. Из африканской музыки позаимствован ритм и импровизация, из европейской – гармония. Вот так и родился джаз в том виде, какой нравится всем землянам, без исключения. Видимо, так, хоть это очень примитивно, можно объяснить тот факт, что у джаза нет равнодушных, и даже те, кто приходит на концерт из любопытства, обычно дослушивает его живую ритмичную музыку до конца, потому что для каждого найдется на сцене та труба или тромбон, которая звучит для него лично особенно завораживающе.Дословный перевод «Биг Бенд» означает «Большой оркестр». В этом оркестре главная роль отведена духовым инструментам, количество музыкантов в котором от десяти до двадцати человек. Обычно в оркестре пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и ритм-группа, в которой гитара, бас, фортепиано, ударные говорят в унисон, иногда вступая в спор, иногда, подхватываемые зову того или иного солиста, вливаются в общий ритм музыки, то оставаясь при своем мнении, то соглашаясь с оркестром, но добавляя свою нотку. А случилось на концерте и так, что вышла «со своим мнением» домбра и тоже органично влилась в беседу. Были и воспоминания, когда ведущая вечера ИрэнАравина присела к фортепиано Георгия Метакса: «А помните, когда-то я была маленькой девочкой и пела под Ваш аккомпанемент?». И она спела снова, выйдя из образа ведущей и слившись на какое-то время с коллективом «Биг Бенда».
В центре внимания был Яков Николаевич. Своей сегодняшней кипучей деятельностью по подготовке достойной смены в «Биг Бенде» он словно объединил несколько поколений влюбленных в джаз музыкантов. Выходили на сцену легенды джаза Юрий Парфенов (Москва), Гоги Метакса (Греция), Виктор Курницкий (Ташкент), одна за другой исполняли свои произведения музыкальные группы Константина Добровольского, Евгения Щербакова, выходили барабанщики, домбристы, гитаристы. Исполнялись и классические произведения, и те, что еще только проходят испытание временем. Много произведений Якова Николаевича прозвучало на вечере – на казахском, русском, английском, корейском языках. Об истории написания своих произведений Яков Николаевич рассказывал целые истории из своей жизни – из детства, юности. Предметом вдохновения была и природа, и люди, и одинокое деревце среди палящего солнца в степи…
– Яков Николаевич, можно сказать, что Вы с джазом пережили не простые первые годы жизни в нашей стране. В этой жизни было и отрицание, и восхищение… – И ненависть тоже. Помните, наверное, горькую шутку: «Кто играет джаз, тот и Родину продаст?». Ходила такая в незапамятные 60-е годы. Гоняли нас, это точно, из университетов исключали, с работы выгоняли. Но мы выдержали, потому что любили и любим джаз.
– Но Вы ничего не могли с собой поделать тоже. Вы заболели джазом, да? – Точнее и не определишь мое состояние. Ведь больной в этом случае правда ничего с собою не может поделать. Тогда, в 1963 году, я жил в Чимкенте. Призвали в Армию в Туркмению. В свободные минуты мы с сослуживцами слушали «Голос Америки», где все передачи «Час джаза» записывали на магнитофонную ленту, а потом слушали, слушали... Это и стало отправной точкой моей жизни в джазе, любви к нему. Служба в армии в тех климатических условиях была очень тяжелой, поэтому джаз для меня был в те годы, в буквальном смысле этого слова, спасением. Любовь к джазу привела к тому, что мы с ребятами создали армейскийоркестрик. На втором году службы мы уже, переодевшись в гражданскую одежду, играли на танцплощадках в парках, вызывая неописуемый восторг посетителей. Помню, нарядов за это получили немало. Но пережили и это.
– Эта любовь не могла угаснуть и после армии…
– Конечно.Я стал работать в Корейском театре Алматы главным дирижером. Хоть театр национальный, но нас там поняли. Мы объездили весь Союз со своим джазом и корейскими мелодиями в нем.
– «Биг Бенд» в Алматы появился уже позднее?
– Создание «Биг Бенда» связано с образовавшейся в джазовой среде пустотой. Помню, в 1991-ом мы встретились с легендарным Тахиром Ибрагимовым и я ему говорю: «Слушай, как-то у нас все разрозненно, нет оркестра, давай создадим его». Созвонились с ребятами. Так и появился «Биг Бенд» в Алматы. Помню, первый наш выезд в Джамбул, потом нас пригласили на международный джазовый форум в Новосибирск. Все на голом энтузиазме. Никто нам не помогал. Но зрители встречали всюду с любовью. Такой он, джаз!
– Зная Вашу жену Ольгу Петровну, я даже не спрашиваю, как она пережила и пронесла через всю жизнь Вашу любовь к джазу. Ведь времена были непростыми. 90-е годы – там просто речь шла о выживании…
– Мне повезло с женой. И половина моего успеха, да и просто того, что я мог себе позволить любить джаз, реализовываться в творчестве – это ее заслуга. Я мотался по городам и весям, общался с друзьями, а семья полностью была согрета ее заботой и теплом. Так что нынешний праздник – это праздник всей моей семьи. По моим стопам никто не пошел, но все любят, понимают и ценят музыку, джаз и все, что с ними связано.
– Здоровья Вам, Яков Николаевич и такой же кипучей жизни в музыке. Новых концертов! Новых произведений! – Спасибо! Очень надеюсь, что мои ученики будут востребованы, что больше джазовых концертов будет в Алматы. Видели, алматинцы любят джаз, и это радует и вселяет надежды.
Тамара ТИН