Помимо параличей примерно у одной трети больных, перенесших инсульт, возникают когнитивные нарушения. Ухудшаются память и способность рассуждать, человек не может сосредоточиться и выполнить простые действия, не понимает собеседника. Если к вышеперечисленным нарушениям присоединяется неспособность здраво оценивать свое состояние, то реабилитация затрудняется. Например, парализованный человек с уверенностью заявляет, что немедленно уходит домой и выдвигает прочие бредовые идеи. В таких случаях необходима помощь специалиста.
Как правило, мы не замечаем функционирования мозга в повседневной жизни. Сходить в магазин, поехать на дачу на машине – эти действия осуществляются почти на автомате. Но если нарушены когнитивные функции, то это превращается в трудную многокомпонентную задачу. Больному человеку нужно одеться и выйти из дома, вспомнить, где находится магазин, помнить, что нужно купить, хватит ли для этого денег и т.п. Очень часто человек вообще не может сосредоточиться на одном предмете или задаче, все забывает.
К тому же после инсульта снижается острота зрения, может быть сужение поля зрения, двоение в глазах. Однако при сохранившемся зрении больной может не узнавать родных и не распознавать предметы. Это называется зрительной агнозией. Агнозия также может быть слуховой, пространственной и др.
При пространственной агнозии утрачивается глубинное восприятие. Человек протягивает руку и промахивается, разбивая стакан, потому что ему кажется, что стакан стоит дальше. Спускаясь по лестнице, неправильно оценивает высоту ступенек и падает…
Если человек осознает свое состояние, то необходимо объяснять другим людям свои проблемы. Не надо стесняться просить повторить сказанное еще раз. «Извините, мне сложно вас понять. Повторите, пожалуйста, у меня проблемы с памятью», – если сказать это, будет легче общаться с теми людьми, которые не знают о наличии у собеседника когнитивных проблем.
При наличии проблем с памятью можно расклеить наклейки с напоминаниями на самых видных местах, установить напоминания самому себе на телефон. То, что нужно запомнить и то, что может пригодиться, рекомендуется фотографировать на камеру телефона. Желательно сосредоточиться на решении повседневных бытовых задач, что позволит обрести самостоятельность.
Как правило, общество оценивает интеллект человека по его способности говорить. Поэтому неспособность говорить зачастую приравнивается к слабоумию. Но это далеко не всегда так. При речевых нарушениях интеллект может быть полностью сохранен. Коммуникативное нарушение в виде невнятности речи называется дизартрией. Она может возникать из-за нарушений координации движения мышц рта и языка при разговоре. Для преодоления этой проблемы следует успокоиться и говорить громче, с выраженной артикуляцией (преувеличивать движения рта). При любых речевых нарушениях следует обращаться к логопеду. Специалист даст вам специальные упражнения для восстановления движений рта и языка.
Очень пугающее состояние – это афазия – нарушение способности понимать речь и говорить. Это все равно как оказаться в чужой стране, где все разговаривают на непонятном языке. Вы примерно догадываетесь, о чем идет речь, но ничего не можете сказать. При этом вы можете писать или печатать на экране телефона. Можете общаться знаками или с помощью карточек с картинками или с ответами на выбор. Родственникам нужно определить посредством чего больному удобнее общаться, установить определенный стиль общения и поощрять его попытки говорить. Терапевтическое общение с больным следует проводить один на один. Когда больной пытается с трудом изложить свою мысль, инстинктивно нам хочется закончить за него предложение и продолжить разговор. Так делать не стоит!
С больным афазией нужно говорить громко и медленно, короткими четкими фразами. Не торопить больного с ответами. Для того, чтобы понять информацию ему требуется 15-20 секунд и столько же для ответа. Собеседнику можно просто медленно считать про себя до 10 перед тем как сказать следующую фразу. Вербальное общение дополняется письмом, жестами, рисунками. Держите для этого под рукой бумагу и ручку.
В разговоре по возможности задаются вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Спрашивать следует, начиная от общего к конкретике. Например: «Ты говоришь о человеке? Это кто-то из родственников? Это Иван?»
Проявляйте уважение к личности больного. Спросите, хочет ли он, чтобы вы помогали ему с подбором слов. Помните, что общение – это не только слова. Обнимая больного, держа его руку в своей, можно сказать «я люблю тебя» без слов.
Помните, что, пытаясь понять вас и выразить свои мысли, больные с афазией сильно устают и нуждаются в молчании и тишине. Учитесь молчать вместе. Но после отдыха вновь всячески стимулируйте речевые навыки.
Основная задача терапии – помочь человеку вернуться к тем видам деятельности, которые имеют для него значение. Если человек сосредоточен на восстановлении профессиональных навыков или на том, что хочет делать, он будет заниматься этим и обязательно настанет улучшение. Если такой мотивации нет, то успех сомнителен.
Конечно, самый быстрый способ свести на нет все достижения реабилитации – это позволить больному валяться в постели и часами напролет смотреть по телевизору все подряд. Если не обсуждать увиденное, не делиться своими впечатлениями от просмотра интересной программы, то это бесполезное занятие. Мозг перестает работать и отмирает за ненадобностью.
Существуют исследования, которые говорят о том, что если врач или массажист делают все за пациента: пассивно растягивают, разминают мышцы, то восстановления не происходит. Пациент должен сам активно действовать. Наоборот, есть исследования, которые показывают, что регулярные активные тренировки самого пациента в домашних условиях дают результаты не хуже, а порой лучше дорогостоящего лечения в частных реабилитационных центрах.
Мой знакомый, который давно занимается реабилитацией после инсульта, говорит, что при прочих равных условиях наилучшие результаты получаются у одиноких пенсионеров, за которыми некому ухаживать, и у тех дедушек-бабушек, которые в одиночку воспитывают малолетних внуков. Они могут надеяться только на себя и это мощная мотивация к восстановлению.
Еще один эффективный метод восстановления называется «мысленная тренировка». Этим пользуются олимпийцы, когда перед выступлением мысленно прорабатывают цепочку своих действий, а потом проделывают все это в реальности. Многолетние исследования показали, что когда человек тренируется физически, а потом повторяет эти упражнения мысленно, то активируются те же самые области мозга и мышцы, что и при реальном выполнении упражнений. Таким образом, получается двойная стимуляция и значительно улучшается результат. Следует ежедневно ходить и упражняться не только физически, но и мысленно!
Реабилитация после инсульта может продолжаться несколько лет. В широком смысле слова – это не только восстановление утраченных функций, но и обретение новых интересов и навыков, нового хобби. Например, можно приобрести новую профессию, заняться рукоделием или доступным видом спорта, освоить интернет-профессию, начать вести собственный блог и прочее.
Продолжение следует
Ирина КИМ,
кандидат медицинских наук