Село Новокубанка в североказахстанской глубинке. Оно сохранило это старинное название вместе с историей, поначалу драматичной, но со временем ставшей славной и знаменитой. Вплоть до наших дней! В прошлую субботу здесь состоялось замечательное событие, встреча селян и гостей из столицы, всколыхнувшая души и сердца людей, невидившихся немалое время из-за зловещей пандемии. А поводом послужила яркая, знаковая дата – 110-летие со дня рождения их знаменитого, легендарного земляка, основателя прославленного колхоза «18 лет Казахстана», Героя Социалистического Труда Кан Де Хана! В честь юбилея в селе прошло открытие бюста этой выдающейся личности.
Инициатором прекрасной идеи был местный Совет ветеранов, возглавляемый коренным старожилом села, энергичной и неутомимой Людмилой Ивановной Липской. Она говорила, что увековечить в граните этого прекрасного человека было её давней мечтой, к воплощению которой приложено много сил.
К полудню потянулись людские потоки на площадь к месту, где установлен бюст. Располагающиеся рядом Дом культуры и бывшая колхозная контора после реставрации выглядели эффектно. Сиял новизной огромный баннер с изображением незабвенного Кан Де Хана, Дмитрия Хасеновича – так его еще звали в народе.
Наступает торжественная минута, звучит государственный Гимн Республики Казахстан. Ведущие Марианна Негара и Оксана Кан открывают мероприятие, рассказывая о выдающейся судьбе своего земляка, оставившего неизгладимый след в истории и жизни села. Почетная миссия открыть бюст предоставлена первоцелиннику, орденоносному ветерану труда, многолетнему соратнику и другу Кан Де Хана Владиславу Марьяновичу Куреку. Вот он бережно откидывает белое покрывало и взору предстает изваяние Дмитрия Хасеновича – еще молодого. Скульпторы взяли за основу фото, на котором ему не было и тридцати лет. Бурные аплодисменты! Надпись на бюсте гласит: «Человеку благородной души и добрых дел от благодарных потомков». Ниже значится – Герой Социалистического Труда. К подножию бюста возлагаются пышные букеты цветов, их много – от родственников, бывших коллег, друзей.
Площадь запружена, солнечный безветренный полдень, общее настроение прекрасное. Выступает Людмила Ивановна Липская, с волнением и одухотворением:
– Вся моя жизнь прошла рядом с этим великим человеком, который был моим руководителем. К тому же мы были соседями. Дмитрий Хасенович пришел к нам в 1944 году. Он был десятой «колхозной головой», так тогда называли председателей, а до него предшественники так и не смогли по-настоящему наладить дело, колхоз слыл в числе самых отсталых и безнадежных в районе. И можно только представить, каких трудов, усилий и здоровья требовалось для того, чтобы сдвинуть это дело с мертвой точки. Первая его советская пятилетка была поистине титанически трудной, но героической, потому что через несколько лет уже наметились надежные проблески улучшения, когда-то, казалось бы, безнадежного положения. Первой трудовой победой было, когда наш колхоз «18 лет Казахстана» получил первый миллион рублей прибыли. Потом уже хозяйство прослыло постоянным «колхозом-миллионером». Кстати, он был единственным в области, сохранившим этот статус, в отличие от других, ставших совхозами. Я могу еще о многом рассказать, но если кратко – Кан Де Хан стал для сельчан удивительным лидером, которому люди поверили, его называли вождем сельского пролетариата.
Вот так относились земляки к своему колхозному начальнику. При его руководстве жизнь сельчан стала зажиточной, была твердая уверенность в завтрашнем дне. При всем этом сам Кан Де Хан отличался поразительной скромностью, не позволял себе никаких излишеств. Об этом говорит один красноречивый случай. В 1957 году он должен был поехать в Москву на вручение Золотой Звезды Героя Социалистического Труда, но не смог – у него даже не было парадного костюма…
Много добрых искренних слов прозвучало в тот день в адрес этого выдающегося человека. Эмоции, волнения выступающих, что называется, зашкаливали. Казалось, что набор чувств, эпитетов, сравнений и оценок неиссякаем: гуманный, справедливый, честный, преданный, целеустремленный, образец человечности во всём, истинный интернационалист и т.д.
Сегодня в селе остается все меньше людей, шедших с ним по жизни, и потому речи отдельных выступающих воспринимались с особым вниманием, в них во всем величии – иначе и не скажешь – представала эта легендарная личность. Вспоминали, что после наступления пенсионного возраста руководство района и области попросили его работать дальше, он согласился. Но наступил момент, когда им было принято окончательное решение, о чем Дмитрий Хасенович объявил на общеколхозном собрании. И тогда прозвучала отчаянная фраза, которую все помнят и поныне: «Ну кто же после вас сможет работать Кан Де Ханом?»
Очень тепло и трогательно говорил о знаменитом председателе его преемник, экс-депутат Мажилиса Парламента РК Жаксыбай Дюсенбаев:
– Конечно, после такого блестящего руководителя мне было очень непросто управлять большим коллективом. Хозяйство многоотраслевое, люди разнохарактерные, требования начальства всегда строгие и не всегда разумные. Но как же мне помогала школа Кан Де Хана – быть стойким, принципиальным, справедливым. Он обладал уникальной дальновидностью. Об этом его качестве мне говорила и его дочь Ирина, талантливая журналистка: «Мой отец при всей своей сдержанности внутренне всегда был полон решимости обязательно осуществлять задуманное. Кое-кто считал его действия чудачеством, зачем, дескать, бежать впереди паровоза». При всех непростых производственных вопросах и проблемах председатель всегда думал и о культурном развитии. И старожилы села помнят те далекие советские времена, когда в их великолепном Доме культуры выступали московские знаменитости, такие как киноактриса Любовь Орлова, композитор Ян Френкель, писатель Анатолий Иванов. В колхозе перебывало множество делегаций не только из СССР, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Когда-то Новокубанка гремела на весь Союз. О ней и её председателе сняты киноленты, написаны книги, многочисленные газетные очерки. «Смычка города и села» – так говорили о нашем населенном пункте тогда. Хозяйство под руководством Кан Де Хана всегда было прибыльным. Потому Новокубанка преображалось быстрее других сел, подавая яркий пример социально-культурного развития. Сельский хор стал первым в области, получившим звание народного. Асфальтированные дороги, центральное водоснабжение, новостройки в виде уютных домов – многое пришло к новокубанцам раньше других в сельской округе. Люди жили зажиточно и с полной отдачей трудились на полях, фермах, других производствах, приумножая колхозную славу. И молодежь по окончании институтов стремилась вернуться к родным очагам.
Со светлой грустью и благоговением вспоминал Дмитрия Хасеновича колхозный ветеран, земледелец Жолдас Базарбаев. Он подчеркивал его прекрасный интернациональный склад души, для него каждый член сельхозартели, любой нации, прежде всего был человеком!
Слова благодарности незабвенному патриарху казахской земли бессмертной памяти о нем произносили секретарь Шортандинского раймаслихата Гульнур Садвокасова, колхозные ветераны, спонсоры Шота Джахуташвили, Фархат Амангельдыев, Юрий Шульц, Фархат Джазин, свои проникновенные стихи упоительно продекламировала педагог Лариса Бустлер.
От всего увиденного и услышанного в необычайном волнении пребывала Юлия, внучка Кан Де Хана, мама троих детей. Она выразила сердечную признательность всем за участие в этом прекрасном празднике. Юлия благодарила столичное этнообъединение корейцев, приславшее книгу московского историка-архивиста Дмитрия Шина «Советские корейцы. Герои социалистического труда». В издании приведён очерк американской журналистки Д. Смит «В целинном колхозе» и длинный список литературы отечественных авторов о славном руководителе.
Отдельным абзацем выделено жизненное кредо Кан Де Хана: «Ценность руководителя определяется не только его собственными возможностями, но и умением заражать своей энергией окружающих, той самой степенью активного доверия к людям, которая пробуждает их к самостоятельному действию. Работа председателя требует постоянного напряжения всех физических и духовных сил. Это сложная и трудная работа. И вот возможность жить в полном напряжении всех сил – эта та жизнь, которая мне по душе. Иначе я бы не хотел жить, да, наверное, и не мог бы».
Да, вся история села свидетельствует, что иной жизни, а прожил Кан Де Хан 96 лет, он и не хотел! Книга займет почетное место в школьном музее Кан Де Хана. Итого в селе три объекта с его именем: бюст, музей и улица его имени.
В заключение был дан яркий концерт сельской самодеятельности с песнями, танцами, декламациями. Первым номером была объявлена любимая песня Дмитрия Хасеновича «Я люблю тебя, жизнь!»
Наталья ЛИГАЙ,
Нур-Султан