Она получила имя от отца в честь матушки Волги – великой реки Волги, которая щедро и достойно несет свои воды по земле, даруя всем живущим рядом жизнь.
Полное имя этой обаятельной, сильной и очень активной женщины – Волга Николаевна Ким. Женщина, как река… С этим именем она пронесла по жизни пожелание родителей, которые видели свою дочь непременно счастливой, образованной, стойкой в жизни, самодостаточной. Притом не за счет кого-то, а благодаря собственному духовному, вернее, душевному богатству. Эту силу Волга Николаевна чувствовала в себе по жизни, знала и знает спустя годы и десятилетия, пройдя свой жизненный путь от девушки-женщины-бабушки, что у ее родителей, делающих все для своих пятерых детей, да и живших ради них, к ней, Волге, отношение особенное.
Когда представлялась, она непременно слышала: «А что, есть такое имя? Это же название реки!». Или: «В честь чего Волга? В честь реки или в честь престижного в советское время автомобиля, иметь который было пределом мечтаний любого советского автолюбителя?».
Оставим тех, кто не знает, что славянское имя Волга имеет свое толкование. И так как Волг родилось и выросло уже не одно поколение, есть даже характеристики тех, кто его носил и носит. Если коротко: люди с именем Волга отличаются смелостью и независимостью. В детстве это проявляется в виде выраженного своеволия и чрезмерной даже для ребенка любознательности. С возрастом такой человек приобретает качества, позволяющие ему занимать лидирующие позиции в коллективе. И это благодаря тому, что они решительны, ответственны, находчивы. Они редко нуждаются в поддержке, чаще сами оказывают ее, правда лишь тем, в ком видят реальный потенциал.
Хотела спросить у Волги Николаевны, насколько совпадают с ней качества, которые характеризуют тех, кто носит это прекрасное имя. Но, пожалуй, после того, что узнала о ней, по порядку расскажу сама. И… да, все совпадает. Правда Волга Николаевна, как женщина мудрая, говорит, что за своими детьми и внуками поедет хоть на край света. А это значит, что она зависима от них и нуждается в их поддержке, что, в общем - то, вполне нормально. Когда ее сыновья со своими семьями решили из Узбекистана переехать в Казахстан, она, не раздумывая, поехала с ними, поменяв насиженное место, где она, даже будучи на пенсии, была как учитель немецкого и корейского языков очень востребована.
– Когда сюда приехала, меня больше всего волновал вопрос: как же я теперь, без работы? Но мой младший сказал: «Мама, не нужно работать, поживи для своего удовольствия. Здесь тоже есть корейские культурные центры. Сходи туда, познакомься».
И она, переделав все дела, связанные с документами и всевозможными оформлениями, пришла в хор «Пидангиль», где сразу почувствовала себя как в родном коллективе. Дальше больше. Из любопытства пришла потанцевать к народной артистке Казахстана Римме Ивановне Ким, да так и осталась здесь, среди тех, кто любит корейский танец и танцует не для сцены, а для души.
– Четыре раза в неделю по вечерам я то пою, то танцую и рада тому, что могу это делать, – говорит она. – Как двигается наша Римма Ивановна – это, конечно, не передать словами. В ее возрасте такая пластика, такое чувство ритма! Она же не идет по залу, а плывет! Мы все очень счастливы, что можем с нею общаться и хотя бы чуточку приблизиться к тому, что подвластно ей.
Волга Николаевна нашла себя в том, о чем были ее мечты, на что когда-то не хватало времени, и что вдруг заговорило в каждой клеточке ее тела желанием заставить его двигаться в заданном ритме корейского танца. Теперь каждое утро она чуть свет встает и проделывает все то, что показывала Римма Ивановна, что в следующую репетицию ей предстоит показать своей учительнице. Проработав всю жизнь учительницей сама, она понимает, что никто за нее не отработает тот материал, который ей нужно закрепить только самой и который нужно освоить до автоматизма, а иначе не будет движения вперед.
Сколько раз в жизни ей приходилось брать себя в руки, делать волевое усилие над собой и радостно продвигаться вперед! Она вспоминает, как когда-то решила поступать в сельскохозяйственный техникум и поступила бы без труда, но отец, узнав, что дочь решила идти по легкой дорожке, сказал: «Никаких техникумов, забирай документы и поскорее, пока еще не опоздала, - в институт!». И она сдала документы в педагогический. Когда сообщила о своем выборе отцу, он был просто счастлив и сказал: «Вот это другое дело. Я знаю, что ты поступишь». Волга сдала вступительные очень хорошо, и так как выбрала факультет немецкого языка, все шло замечательно. Предмет свой девушка любила со школы, потому дальше по жизни всюду ей сопутствовал успех. Больше 35 лет она отдала школе, вкладывая в свою работу душу, а такой труд не может не дать результатов.
– Где только сегодня не работают мои ученики! И в Узбекистане, и в России, и в Америке. Я сама люблю немецкий язык и, видимо, передала эту любовь своим ученикам.
Были у Волги Николаевны ученики из одной турецкой семьи Камкаевых, где все как один, успешно овладевали иностранным языком, побеждая на всевозможных олимпиадах, были немцы, узбеки, русские… Всех объединяла любовь к ее предмету и это радовало.
– Мне так хотелось передать своим ученикам все то, что когда-то я получила сама! В этом я видела свое предназначение.
– Наверное, эта Ваша душевная щедрость частью от имени, которое Вам дал в свое время отец?
– Возможно. Он ведь и сам был в свое время учителем начальных классов. Но ради благополучия семейства ушел позже на заработки, растил рис. Я же какое-то время стеснялась своего громкого имени и, помню, когда училась в старших классах, даже пошла в райсобес с заявлением-просьбой поменять имя. Там, правда, отговорили, мол, некоторые рады поменять незвучное некрасивое имя, там все понятно, а разве можно отказываться от такого красивого имени?
Дома о поспешном решении дочери первой узнала мама и отругала как следует: «Отец долго думал, прежде чем дать тебе это имя, а ты?!». С тех пор у нее не было желания расстаться с Волгой. А повзрослев, и сама пожалела о своем шаге. Оказывается, отец дал ей имя не только в честь могучей реки. У него в школе работала учительница с таким именем и учительница та полностью соответствовала пожеланиям. Вот и решил парень - если родится дочь, дать ей звучное и редкое в Узбекистане имя Волга.
Таким образом, у Волги Николаевны была четкая жизненная позиция – с именем она получила некий наказ от своих родителей постоянно учиться и совершенствоваться, а отец, видимо, всегда видел в своей дочери умницу, красавицу Волгу, устремленную вперед, к достижениям новых целей. Вам это ни о чем не говорит? Не напоминает, например, слова из песни: «Течет река Волга…». Женщина, как река!
Вот у нее прекрасное образование, востребованность в обществе и вдруг встреча с директором корейского центра просвещения, который настоятельно рекомендует и даже уговаривает сесть снова за парту и овладеть в таком объеме корейским языком, чтобы преподавать его ученикам. Кстати, в Узбекистане каждый кореец стремится овладеть родным языком. Такое впечатление, будто уроки корейского в этой стране идут всюду и постоянно не хватает учителей. Ну зачем ей, учительнице немецкого, владеющей в необходимом объеме корейским, садиться за методику преподавания языка – диаметрально противоположного немецкому? Уговорил один из сыновей: «Мама, ты ведь сама говорила, что знания еще никому не мешали. Иди, больше ведь не предложат». И она не пожалела. Несколько раз съездила в Южную Корею для того, чтобы больше узнать о языке и преподавать его нуждающимся, то есть развивать корейскую культуру через язык, через любовь к нему и ко всему, что с ним связано. А в общем-то, она поняла в жизни одну истину: ей другого не дано, как только постоянно учиться и передавать затем свои знания многочисленным ученикам.
– Моя учительница немецкого языка еще жива. Когда ездила в Ташкент, зашла к ней. Она говорит: «Ты такая же, какой была в школе, Волга! Такая же старательная, как истинный учитель, все время учишься и еще ты осталась такой же простой и доброй девочкой». Мне повезло с учительницей, и я ей всегда говорю спасибо, желая всем такого же везения.
Вот такая она, Волга Николаевна – Волга, у которой, несмотря на пенсионные годы, все еще впереди, потому что состояние ее души связано неразрывной цепочкой: ученик-учитель-ученик.
Тамара ТИН