Исторические документы свидетельствуют, что среди советских корейцев, отправленных в Северную Корею, оказались несколько человек с одинаковыми именами и фамилиями. Один случай, о котором пойдет речь, связан с генерал-лейтенантом Корейской Народной Армии Ли Чхун Бэком (Ли Чхун Бяк). Брутт Ким пишет, что генерал Ли Чхун Бяк, 1911 года рождения, являлся членом Военного Совета 7-й армии Северной Кореи, а второй – его полный тезка, 1917 года рождения, был ректором Педагогического института, начальником политотдела дивизии.
Тен Сан Дин (Юрий Данилович Тен) проясняет, чтобы различать двух тезок, к имени второго Ли Чхун Бэка прибавили определение «маленький». По его словам, Ли Чхун Бэк «маленький» сменил свое настоящее имя – Ли Сан Нам для конспирации, как ему было указано советскими властями. В списке корейцев – граждан СССР, направляемых по просьбе тов. Штыкова в Северную Корею, утвержденному решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 сентября 1946 года, упоминается Ли Сан Нам: год рождения: 1917; место работы и занимаемая должность: ответственный редактор армейской газеты; дата прибытия в КНДР: С 25 ноября 1946 года; фамилия, имя отчество жены – Пак Елизавета Викторовна (1920 г.р.) (Список корейцев-граждан СССР, работающих в учреждениях КНДР по состоянию на 1.1.1952. АВПРФ, фонд 0102, опись 8, дело 51, папка 39, лист 12). Год рождения генерал-лейтенанта Ли Чхун Бэка (Ли Чхун Бяк) дается по- разному. В списке граждан СССР корейской национальности, постоянно проживающих в КНДР и состоящих на консульском учете в Посольстве СССР в КНДР (по состоянию на 7 декабря 1955 года), указывается 1912 год рождения (Архив внешней политики Российской Федерации. АВПРФ, фонд 0102, опись 11, дело 42, папка 64, лист 32). Брутт Ким указывает иной год рождения – 1911. Ли Чхун Бяк, согласно записям Тян Хак Пона, родился 4 сентября 1910 года в селе Бородино Хасанского района Приморского края. В 1918 году поступил в начальную школу, которую закончил в 1922 году. Затем в течение года он вынужден был помогать своему отцу в крестьянском труде и мечтал о продолжении учебы. Большого выбора, куда пойти учиться, не было, так как в то время лишь Владивосток относился к относительно крупному городу, где к тому же образовался Синханчхон – своего рода «кореатаун», который притягивал к себе корейцев Приморья. В 1926 году Ли поступил в среднюю школу, закончил ее в 1929 году с отличными оценками и решил посвятить себя воспитанию и обучению детей в начальной школе.
Однако три года спустя, в 1932 году он женился и был призван в Красную Армию. Ли Чхун Бэк, проявивший себя на службе рядовым солдатом и имевший хорошее школьное образование, стал командиром отделения, а затем взвода 76-ого полка, расквартированного в Уссурийске. В 1936 году он был демобилизован из Советской Армии, и пользуясь привилегиями в правилах приема в высшие учебные заведения для отбывших воинскую службу в Красной Армии, поступил без сдачи экзаменов в Благовещенское корейское педагогическое училище на исторический факультет. Однако вскоре учебу пришлось прервать, так как осенью 1937 года все корейское население Дальневосточного края насильственно и форсировано переселили в Казахстан и Среднюю Азию. В 1941 году Ли Чхун Бяк с отличием закончил исторический факультет Кзыл-Ординского педагогического института и затем стал учителем истории в средней школе колхоза им. Кирова Среднечирчикского района Ташкентской области. Затем он стал директором этой школы и работал в этой должности вплоть до отправки в Северную Корею в июле 1945 года. Брутт Ким, опираясь на другие сведения, пишет, что «Ли Чхун Бяк после переселения учительствовал в Уральской области Казахстана. В 1942 году закончил Ташкентский пединститут. Был направлен директором школы в колхоз «Дальний Восток» Среднечирчикского района, затем стал парторгом этого же колхоза».
В 1945 году Ли Чхун Бэк был призван в Советскую Армию и в конце июля вместе с частями 25-ой армии участвовал в освобождении Северной Кореи. Затем его назначили переводчиком в администрации города Чхонджин в провинции Северный Хамгён. В этот начальный период деятельности советской администрации в Северной Кореи Ли Чхун Бэк принял активное участие в разработке и осуществлении земельной реформы и в преобразовании организаций промышленности и военного дела. В июне 1946 года он получил новую должность – преподавателя истории в Школе высших управленческих кадров при Временном Народном Комитете (временном правительстве) Северной Кореи. Ли Чхун Бэк читал курс лекций по истории Второй мировой войны. Своим слушателям он объяснял историческое значение победы над фашистской Германией, в результате которой образовался блок социалистических государств и стран народной демократии, в том числе и КНДР. Работа в школе продолжалась 4 года, вплоть до начала Корейской войны. 25 июня 1950 года, как теперь известно, Северная Корея при поддержке Пекина и с согласия Москвы начала боевые действия против Южной Кореи. Ли Чхун Бэк хотел попасть на фронт и принять участие в наступлении КНА, однако его призвали переводчиком в 39-ую армию Вооружённых сил СССР, дислоцированную в 1945-1953 гг. в районе Порт-Артура и порта Дальний. В начале 1951 года Ли Чхун Бэк прибыл в Маньчжурию, где был назначен начальником штаба 7-ой армии КНА и получил звание генерал-майора. 7-ая армия вступила в Корею и действовала в горных условиях под Вонсаном. Впоследствии Ли Чхун Бэка перевели из начальников штаба в члены Военного совета той же армии и повысили в звании до генерал-лейтенанта.
После окончания братоубийственной войны страна осталась в полной разрухе, народ оказался на грани выживания, и первоочередной задачей стало восстановление экономики. В сентябре 1953 года Ли Чхун Бэк получил назначение на должность директора металлургического комбината в городе Сонним, имевшего чрезвычайно важное значение для развития Северной Кореи. Он возглавил предприятие, когда ни одна из доменных печей не была пригодной для эксплуатации, отсутствовало оборудование и запасные детали, не хватало специалистов. Ли Чхун Бэк проявил недюжинные способности руководителя и организатора и сумел наладить связи со смежными советскими, китайскими и монгольскими заводами. В результате ценой неимоверных усилий и самоотверженного труда рабочих и специалистов комбината в конце 1954 года над доменными печами заклубился дым. В течение 1955 года объемы производства чугуна и стали стабильно росли, и Ли Чхун Бяк получил высокие правительственные награды. За воинские и трудовые заслуги он награжден многочисленными орденами КНДР: 1 степени, а также Красного знамени (Монголии). Позже его грудь украсят ордена и медали СССР.
После смерти Сталина и окончания Корейской войны в Пхеньяне стали назревать большие перемены. 28 декабря 1955 года в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» прозвучала его программа «опоры на собственные силы». Исследователи утверждают, что Ким Ир Сен подчеркнул в своем новом учении самостоятельность КНДР от сталинизма и маоизма и обосновал необходимость личной власти и ее преемственности. «Идеологическая чистка» затронула многих советских корейцев и в возникшей обстановке напряженности многие посланцы Советского Союза захотели вернуться на родину. Ли Чхун Бэк также оказался под прицелом критики и в январе 1957 года в результате «проверки» на верность новому идеологическому учению был снят с должности директора комбината. Ближайшее окружение Ли Чхун Бэка – человек 7-8 из числа советских корейцев - пришло к мнению, что они выполнили свою миссию, сделав все, что смогли, и поэтому приняли решение как можно скорее вернуться в Москву. В октябре 1957 года эта группа покинула Пхеньян. По прибытии в Москву Ли Чхун Бэк информировал в ЦК КПСС о состоянии дел в Северной Корее. Затем он отправился в Ташкент, где пошел в ЦК Компартии Узбекистана, чтобы встать на учет после долгосрочной командировки в Северную Корею и ввести в курс дела о происходящих в КНДР переменах.
Ли Чхун Бэк был зачислен в Ташкентскую Высшую партийную школу, где проучился четыре года. Он полагал, что к моменту окончания учебы ситуация в Северной Корее может измениться к лучшему и он вернется вновь на руководящую работу. Но жизнь решила иначе - после Партшколы он получил должность директора завода резиновых изделий в Ташкенте, а через год был направлен директором совхоза «Алтынкуль» Ленинабадского района Каракалпакской АССР, где проработал до выхода на пенсию в 1980 году. В 70-летнем возрасте, став пенсионером республиканского значения, Ли Чхун Бяк вернулся в Ташкент и зажил спокойной, размеренной жизнью, пока не началась горбачевская перестройка, которая привела Советский Союз к развалу.
В 1990-91 годах Ли Чхун Бяк и его товарищи, с которыми он жил и работал в Северной Корее, по приглашению Ким Ир Сена дважды побывали в КНДР. В Пхеньяне их тепло приняли, выразили благодарность за их вклад в становление суверенной страны, вручили подарки. Ли Чхун Бэк получил еще одно приглашение в 1992 году, однако по семейным обстоятельствам не смог полететь в Пхеньян. К тому же состояние его здоровья стало ухудшаться с каждым днем. Сердце генерал-лейтенанта Ли Чхун Бэка перестало биться 3 августа 1993 года в Центральной городской больнице №1 города Ташкента.
Герман КИМ, доктор исторических наук,
директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби,
профессор кафедры истории,
директор Центра сотрудничества и
исследования Центральной Азии университета Конгук (Сеул)