Каждый человек в своей жизни хотя бы раз обращался за помощью к врачам. Часто мы выбираем к кому обратиться по совету близких людей, следуя их рекомендациям. Но как определиться с выбором, если никто из родных и знакомых не обращался к специалисту в нужной именно тебе области? Сервис TopDoc.me уже второй год выбирает лучших врачей года по отзывам пациентов и 15 января прошла церемония вручения награды. В этом году победителем стал Игорь Ким (на фото в центре) – врач невролог-реабилитолог клиники физической реабилитации и восстановительного лечения Rekinetix.
Народное голосование длилось весь 2018 год, в течение которого свое мнение в адрес алматинских специалистов высказали свыше 20 тысяч человек. В финале оказалось 9 претендентов на это высокое звание. «Лучшим врачом года» был избран невропатолог Игорь Ким.
Мы встретились с доктором сразу после церемонии награждения и взяли у него интервью.
– Игорь Тхя-Унович, как Вы решили стать врачом?
– В моем случае выбор профессии не был случайностью. Я родился в семье врачей. Мой отец – Ким Василий Харитонович (Ким Тхя-Ун) - стоматолог-ортопед, работал заведующим стоматологии в поликлинике научных сотрудников при АН Каз ССР, мама – Мин Александра Константиновна всю трудовую деятельность провела на должности врача-терапевта Городской поликлиники №2. Мои родные – дядя Мин Леонтий Константинович и его супруга, Мин Татьяна Санбоевна и тетя, Югай Сирена Константиновна - тоже работали врачами. То есть детство и юность я провел в атмосфере бесед о «болячках» и медицинского юмора. Моими игрушками были мамин стетоскоп и папина бормашина. Поэтому особого выбора в профессии у меня не было. Сейчас по моим стопам пошели мой старший сын Максим.
– Почему выбрали профессию невролога-реабилитолога?
– Честно говоря, не помню (смеется). Наверное, сначала мне понравилось название специальности, а в дальнейшем и сама специальность. В 2007 году, уже имея 12 летний стаж работы невролога, я понял, что имеющиеся знания и опыт работы только в неврологии не достаточны для лечения, а только могут быть использованы для «подлечивания» пациентов. Поэтому пришлось проходить обучение по психологии, реабилитации, заново изучать анатомию, биомеханику, получать знания от специалистов других направлений (кардиология, эндокринология, травматология и т.п.), осваивать отдельные методы лечений, которые не относятся к традиционной медицине. В 2008 году была поездка с президентом компании «ХАК групп» Юн Александром Сергеевичем во Франкфурт-на-Майне, где мы знакомились со структурой, оснащением реабилитационных центров данного города, а в 2009 под личным контролем Александра Сергеевича было открыто отделение реабилитации, которое я возглавлял до 2016 года. В 2010 и 2012 годах прошел обучение по кинезиотейпированию в Москве, где на последнем семинаре встретился с основателем кинезиотейпирования Кензо Касе. В 2014 году прошел обучение по методике «Экзарта» у российского специалиста Бурмистрова Андрея Львовича. С 2016 года со своими товарищами - Абильбаевым Нурланом и Мавлеевым Константином мы открыли реабилитационный центр «Rekinetix», где я тружусь по настоящее время неврологом-реабилитологом.
–Что самое интересное и сложное в Вашей профессии? И какими качествами и навыками нужно обладать, чтобы стать врачом?
– В медицине нельзя останавливаться на достигнутом, иначе ты ничего не добьешься. Когда ты овладеваешь чем-то новым, то берет азарт оттого, что твои пациенты начинают выздоравливать быстрее и безболезненней, а это, в свою очередь, доставляет огромное моральное удовлетворение, уважение коллег и пациентов, и конечно повышается финансовое благополучие. Сложное в нашей работе (по крайней мере, для меня) – это смотреть в глаза пациенту, когда твое лечение не помогло. С другой стороны – это стимулирует учиться и искать новые пути. В нашей специальности нельзя быть уверенным в своем профессионализме на все 100%. Как только врач почувствовал себя «богом медицины», его развитие уже заканчивается и его обязательно кто-то опередит на профессиональном поприще. В нашей специальности нельзя быть эмоциональным в принятии решений и в общении с пациентами. На первом месте должны быть знания, логика и интуиция. Как говорил Феликс Эдмундович Дзержинский: «У чекиста должна быть холодная голова и горячее сердце»; думаю, это относится и к качествам врача. Своих сотрудников я учу общаться со своими пациентами как с потенциальными родственниками или друзьями. Это позволяет относиться к собеседнику доброжелательно, что значительно снижает риск конфликта и способствует взаимопониманию. Обязательным в беседе с пациентами условием является объяснение причины заболевания, и почему мы должны выполнить те или иные процедуры, этим самым мы снимаем состояние тревожности.
– С какими проблемами в Вам чаще обращаются пациенты?
– Основная проблема, с которой я сталкиваюсь, – это когда человек лечится в течение длительного времени и не видит результата, у него появляется тревога и страх, и уже следующий врач его состояние и отсутствие выздоровления начинает связывать с нарушением психики. На этом этапе пациент становится «почетным кормильцем» врачей разных специальностей и медицинских центров. Еще одна из проблем, с которой я сталкиваюсь – это когда при отсутствии органических нарушений человек лечится годами. Еще одна проблема - уверенность пациентов и многих врачей в том, что основа любого лечения – это медикаменты.
– Каковы Ваши советы по этому случаю?
– Первое. Когда Вы получаете лечение и не видите результата, то это или неправильно поставленный диагноз, или неправильно сформированный план лечения (не считая конечно случаев поддержания жизни). Если нас пригласили в гости и дали неправильный адрес, то мы вряд ли попадем на место.
Второе. Все этапы лечения должны быть с предсказуемым результатом и обязательно в правильной последовательности. Например, если в пальце имеется заноза, ее сначала надо вытащить, а не сразу пить обезболивающие препараты.
В-третьих. Большинство наших хронических заболеваний связаны или с образом жизни, или с условиями, в которых мы живем или работаем. В моей практике были случаи, когда пациент изменял эргономику рабочего места или начинал заниматься спортом, сбрасывал вес тела и недуг уходил без всякого лечения.
Четвертое. Медикаменты не всегда являются основным источником выздоровления. Очень часто головные боли и головокружения связаны с напряжением отдельных групп мышц шеи, что лучше всего снимают остеопаты или массажисты руками.
Пятое. Состояние тревожности и нервозности всегда присутствует у людей, которые долго получают лечение и не видят результата, поэтому им нельзя сразу ставить клеймо ипохондрика и сажать на антидепрессанты. Такие люди при хорошей положительной динамике очень быстро прощаются со страхом и тревогой и без медикаментов.
– Как Вам сама идея TopDoc.me о выборе лучшего врача путем отзывов пациентов? Когда Вас объявили лучшим врачом года, было ли это приятной неожиданностью?
– Top.Doc.me – это очень грамотный проект по распространению и нахождению информации о врачах и услугах медицинских центров. То, как быстро развивается эта структура, говорит о том, что ей управляют грамотные руководители и работают профессиональные сотрудники. Я работал в нескольких медицинских учреждениях, и многие пациенты находили мой новый адрес работы благодаря этой платформе, хотя и теряли мои контакты. Через эту службу я находил специалистов и для себя. В Top.Doc.me отзывы могут оставлять только пациенты, которые были зарегистрированы и прошли консультацию у какого-либо врача или в каком-либо медцентре. Я считаю себя хорошим врачом, но не самым лучшим. Объявление меня врачом года было неожиданным, но не скрою, приятным.
– Ваши рекомендации по ведению здорового образа жизни …
– Человек снижает вес тела на 10 кг и у него нормализуется давление, начинает носить удобную обувь и у него перестают болеть ноги, начинает посещать тренажерный зал и у него перестает болеть спина. Дело в том, что большинство наших проблем со здоровьем вызваны искусственно (нарушение положения тела за рабочим местом, минимизация двигательной активности, неправильное понимания отдыха (например, «напиться и забыться»), неправильное и нерегулярное питание и т.п.). Если нет желания изменить то, что является причиной и поддержкой заболевания – ни один доктор не поможет, и, к сожалению, волшебной пилюли еще не изобрели. Поэтому желаю всем найти силы изменить что-то в своей жизни и тратить деньги не на докторов и лекарства, а на полезные удовольствия.
– Ваше хобби?
– По выходным с другом мы совершаем походы в горы, проходим по нескольку километров, преодолевая спуски и подъемы. Были и травмы, ловили «горняшку», но от этого удовольствия не откажемся никогда. Люблю пересматривать старые французские комедии. Периодически с семьей и с друзьями устраиваем «праздник живота» в разных вкусно кормящих заведениях (улыбается).
– В наше время считается: бесплатное лечение – лечение себе во вред. Что Вы думаете по этому поводу?
– Бесплатного лечения не существует, за него платит либо пациент, либо страховая компания, либо государство (бесплатная или бюджетная). Я недавно сломал ногу и был прооперирован на бюджетной основе. Со мной лежали и платные пациенты и страховые, и у всех был положительный результат, потому что хороший врач не может кого-то прооперировать на 100 тенге, а кого-то на 3000, он всех будет оперировать одинаково. За деньги можно изменить условия содержания и питание (степень комфорта). В бюджетных организациях медицинские работники зарабатывают значительно ниже, нежели в частных структурах и поэтому врачи, получившие опыт и добившиеся каких-либо результатов, стремятся перейти в частные структуры. В большей степени нехваткой опытных специалистов страдают поликлиники. Когда медицинские работники будут иметь достойную оплату труда в бюджетных клиниках, не будут возникать вопросы о качестве бесплатной медицины.
– Спасибо, Игорь Тхя-Унович, за Ваш профессионализм, доброе сердце и за Ваш огромный труд!
Ведущий-интервьюер
Наталья ХАН