Представьте себе, что нет интернета. Хотя – это не реально. Вот вам ситуация из жизни. Сидите вы на работе или дома, не важно, и …отключают вас от электричества. Жизнь останавливается! Вы становитесь таким беспомощным, что самому себя вам становится жалко. Вы то утюг на автомате включите, то выключатель какой-нибудь, то к микроволновке, то к компьютеру подойдете, то… Знакомо? Прошло не так уж много времени, как в нашу жизнь, в буквальном смысле этого слова, ворвался интернет. Ну, я еще помню себя 3-4-х летним ребенком, когда в нашем селе появился первый телевизор, и мы радовались первым мультикам, которые можно было посмотреть у себя дома.
Можно ли было тогда представить себе, что пройдет несколько десятков лет и эти самые экраны будут у каждого, да не по одному… Что и любимые фильмы, и любимые книги, и любимые люди со своими голосами к нам станут приходить, невзирая на расстояния и время? Конечно, нет. За короткое время нашей потребностью стало находиться в соцсетях и пользоваться ими. Более того, для нас виртуальная связь друг с другом, владение информацией друг о друге стали потребностями приоритетного порядка. Мы стали зависимы от соцсетей настолько, что они и жизнь нашу делают ярче, и порою, за нас решают, с кем нам общаться и даже с кем связать свою судьбу. Хорошо ли это? В редакцию пришло письмо от Аллы Романовны Ким, в котором общественно активная пенсионерка делится собственным опытом погружения в виртуальное пространство. Предоставляем Вашему вниманию историю, которую она поведала. Вероятнее всего, история только началась и скоро последует продолжение. Но интересен и начальный опыт представителя того поколения, многие из которого с недоверием относятся к интернету и тем более к соцсетям, хотя через внуков его услугами уже давно активно пользуются: и билеты в театр им давно уже покупают внуки, не выходя из дома, и рецептик чего-нибудь нового у подружки какой-нибудь перехватят. В общем, Алла Романовна оказалась женщиной более смелой. Она сказала себе: «Я же современный человек и ничто интернетовское мне не чуждо. Что из этого получилось? Читайте.
Человек – не остров
Я пенсионерка. Только недавно перестала работать. Появилось свободное время. И как-то однажды попросила свою внучку зарегистрировать меня в «Одноклассниках». Хоть я закончила школу в далеком 1959 году, меня переполняло желание узнать о судьбах своих друзей. Интересно ведь, как у кого сложилась жизнь, как поживают мои подружки, ставшие за годы учебы в школе родными, смогли ли стать в жизни отличниками те, кто в нашем классе когда-то получал круглые пятерки и так далее. Я поняла, это правда, какое счастье, спустя годы, вновь наладить переписку со многими, окунуться в свою юность, вспомнить нашу молодость! Вступление в «Одноклассники» моих надежд не обмануло и я сегодня своим сверстникам советую: «Пользуйтесь благами цивилизации, пробуйте общаться с людьми посредством интернета, в частности, соцсетями! На то мы и люди».
Однако поведать я хочу об одной невымышленной истории, произошедшей со мной параллельно с моим активным вхождением в соцсети. Совсем недавно на сотку приходит сообщение: «Теперь друзья в одноклассниках, напишите что-нибудь». Я написала просто «да», потому что в тот момент еще не умела набирать текст и отправлять его. Отправляю слово просто методом тыка и получаю следующий, вполне стандартный ответ: «Спасибо, что приняли мой запрос на добавление в друзья». Я отвечаю только «Спасибо», потому что больше ни на что пока не способна. И снова методом тыка отправляю свое краткое сообщение. В ответ мне «пришла» фотография автора. Мужчина на ней выглядел лет на 40-50, не больше. Тут я, испугавшись, что совсем мало информации сообщила о себе, регистрируясь на «Одноклассниках», а делала регистрацию моя внучка, звоню внучке и спрашиваю: «Саша, а ты, когда размещала мое фото, указала под ним, сколько мне лет?». Она в ответ: «Конечно, бабушка!». Забеспокоившись, внучка приехала ко мне и в доказательство показала мне то, что разместила в популярной соцсети. Действительно, под фото крупными буквами на самом видном месте была размещена подпись: «Алла Романовна Ким, 77 лет».
Допускаю, конечно, друзья могут быть разного возраста, но… когда мой собеседник из другого конца света стал вдруг писать недвусмысленные слова-признания, какие получают только молодые девушки от влюбленных юношей: «Вы мне нравитесь, как женщина и так далее…» меня, честно сказать, это смутило и обескуражило. Поделившись с реальными друзьями и не найдя у них соучастия (подруги моих лет реагировали примерно одинаково: «Так тебе позавидовать можно, ты так моложаво выглядишь, что ровесники твоих детей тобой интересуются», домашние смеются, внучка хихикает), я с трудом набрала короткий текст следующего содержания: «Дорогой незнакомец, вероятно, я на фотографии молодо выгляжу, но должна вас разочаровать и подтвердить подпись под фото, сделанном около 10 лет назад – мне уже целых 77 лет, возраст более чем почтенный. У меня есть уже внуки, я давно бабушка». В ответ он написал, где работает, какая у него специальность и должность и никакой реакции после этого маленького рассказа на то, что я ему сообщила о своем возрасте. В ответ я размещаю свои другие фото, сделанные позже. На что он пишет, что я по-прежнему ему интересна как соплеменница. Меня уже раздирает любопытство, и я спрашиваю его: «Возможно, мы дальние родственники?». Никакой реакции. Мой странный друг из Америки продолжает мне отправлять «странные» сообщения.
Люди моего поколения в большинстве своем неравнодушны к судьбе конкретного человека. Я не исключение. Мы в Алматы даже в свое время создали неформальный клуб для одиноких пожилых людей «Еще не вечер». В нем встречаются те, кому не с кем разделить старость. Поэтому вы поймете, почему мне вдруг стало по-человечески жаль этого одинокого в общем-то человека. Возможно ведь, что ему просто хотелось бы пообщаться с человеком из бывшего Советского Союза, с которым связана была его судьба и судьба его семьи. Быть может, своим добрым словом я спасаю его от одиночества. Так в жизни бывает – вовремя сказанное доброе слово способно остановить человека даже у роковой черты и так далее. В общем, я решила, что в моем возрасте тоже возможна дружба и в соцсетях тоже. Написала о себе подробно, еще раз напомнив о возрасте. И попросила подробную информацию в ответ. Мой новый друг написал: «Мне 52 года. Скоро в отставку». И еще, так как он плохо говорит по-русски, он написал, что «я ему теперь «большая сестра», (понятно – старшая). Я вам буду писать хотя бы по утрам иногда». Вот такой получился разговор. Продолжаем общаться.
От редакции:
Видимо, разговор предстоит длинный. Если, конечно, кто-то захочет своей историей поделиться с нами. Думаю, это были бы не только интересные, веселые и грустные, дающие пищу для размышлений истории. Они могли бы стать поучительными – это когда умный учится на ошибках других, а не на собственном горьком опыте. Известны же истории, когда через соцсети работают мошенники, люди нечистые на руку или того хуже ‒ зарабатывающие на здоровье нас с вами. В общем, нам все интересно. Кстати, если есть о чем, можно нам написать и электронное письмо и позвонить – редакция идет по правильному пути, используя во благо практически все средства коммуникации. В общем – мы, напичканные современными средствами получения и распространения информации, доступны сегодня в любом формате. Так что приглашаем – пишите нам о своих положительных и о тех, что преподнесли вам урок, историях из жизни, связанных с общением в соцсетях. Будем очень благодарны. До связи!
Тамара ТИН