В этом году исполняется 24 года с момента принятия Закона «Об иммиграции и правовом статусе зарубежных корейцев», также называемого «Законом о зарубежных корейцах», который, как утверждают представители корейской диаспоры и научные круги, дискриминирует корейцев из стран СНГ. Они настаивают на отмене визовых ограничений F-4 для 11 стран Центральной Азии.
«Закон о зарубежных корейцах» был принят в декабре 1999 года, чтобы гарантировать правовой статус соплеменников, находящихся за рубежом, с точки зрения иммиграции, долгосрочного пребывания и различной экономической деятельности в Корее. За это время были приняты различные поправки и изменения в данный закон, направленные на улучшение ситуации с зарубежными корейцами, но корейская диаспора СНГ настаивает на том, что дискриминация все еще сохраняется. В частности, речь идет о визе F-4 для этнических корейцев, которая позволяет находиться в Корее без ограничений по срокам при условии ее продления каждые три года.
Со слов представителя Корейской деревни в г. Кванджу Зои Ким, правительство Кореи ограничивает в получении визы F-4 этнических корейцев младше 60 лет, за исключением России, являющихся гражданами 11 стран Центральной Азии, в том силе Казахстана.
Правительство Кореи ограничивает выдачу визы F-4 для стран с большим количеством нелегальных иммигрантов. Поэтому этнические корейцы из таких стран должны иметь высшее образование или предоставить документы о наличии технической специальности, признанной в Корее, чтобы получить F-4.
С учетом того, что немало этнических корейцев из СНГ не попадает под данные условия, им затруднительно получить визу F-4 и они въезжают в Корею по рабочей визе H-2. С другой стороны, дети могут въехать по гостевой визе F-1 и ходить в школу в Корее, тогда им выдадут визу F-4. Если их родителям исполнится больше 60 лет, они также могут получить визу F-4.
Ли Джин Ён, профессор университета Инха, говорит:
– Много случаев, когда в Корею приезжают сразу три поколения корё сарам, но рабочую визу Н-2 дают только родителям, которые могут трудиться. Эта виза ограничена максимум 4 годами и 10 месяцами, и если они не получат её снова, то станут так называемой «разделенной семьей». Поэтому часты случаи, когда люди остаются в Корее нелегально.
Для корейцев из Украины ввиду военных действий в стране были приняты дополнительные поправки по визе, дающей право на нахождение в Корее.
Те, кто получил визу H-2, находятся в ситуации, когда им сложно продолжать стабильную оседлую жизнь из-за неопределенности статуса проживания.
– Правительство Кореи выдает визы F-4 только зарубежным корейцам из развитых стран, и эта виза позволяет им свободно работать в стране и не имеет ограничений по периоду пребывания. Тогда как для корейцев из Центральной Азии и других развивающихся стран выдается отдельная рабочая виза Н-2, это очевидная дискриминация, поэтому закон необходимо пересматривать, – считает Ким Ён Сук, генеральный секретарь организации поддержки этнических корейцев из СНГ «Номо» (너머).
Вместе с тем правительство Южной Кореи предпринимает определенные шаги для привлечения в страну дополнительной рабочей силы. Так, в связи с хронической нехваткой рабочей силы власти страны приняли решение о включении логистических компаний в перечень структур, которым разрешено нанимать на работу иностранцев по визам типа Е-9. До этого фирмы, занятые в сфере производства, строительства и сельского хозяйства, могли привлекать по визе Е-9 работников из 16 стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Однако расширение будет распространяться только на «базовые физические работы» и не позволит работать иностранцам водителями и курьерами. Уже начат приём заявок от заинтересованных логистических компаний. Кроме того, производственные предприятия за пределами Сеула с численностью сотрудников 300 и более теперь также смогут нанимать работников по визам E-9. Ранее право на это имели только производители менее чем с 300 сотрудниками и капиталом в 8 миллиардов вон (6 миллионов долларов США). Максимальная квота E-9 на компанию увеличится вдвое и составит 80.
Правительство также утвердило планы по увеличению квоты для владельцев виз E-9 с 10 тыс. до 120 тыс. к концу этого года (вдвое больше, чем в 2020 и 2021 годах).
Также в интересах решения проблемы нехватки рабочей силы в стране президент Южной Кореи Юн Сок Ёль призвал принять оперативные меры по смягчению режима регулирования в отношении трудовых мигрантов. С этой целью власти РК расширят к концу этого года квоту на получение виз типа Е-7-4 для квалифицированных иностранных рабочих до 35 тысяч человек (в 2020 г. допустимый предел составлял 1000 чел., в прошлом году – 2000 чел., а в текущем – 5000 чел.), а также увеличат лимиты на число иностранцев, которых может нанять компания (до 80 человек вместо 40 на производстве и до 50 вместо 25 в сфере сельского хозяйства). Расширенная квота будет доступна иностранным работникам, которые проживают в Южной Корее четыре года или дольше по рабочим визам E-9, E-10 или H-2. Кроме того, они должны зарабатывать в год свыше 26 миллионов вон (19 700 долларов, а также обладать определённым уровнем владения корейским языком (подробные требования доступны по адресу hikorea. go.kr). Обладатели виз E-9 могут работать в Корее 10 лет подряд, не покидая страну – ранее требовалось хотя бы один раз выехать и вернуться, проработав 4 года и 10 месяцев.
В свою очередь, Министерство юстиции Республики Корея, которое, как ожидается, позже объявит подробности политики в отношении изменений в иммиграционной системе, заявило, что знание корейского языка будет важным фактором с точки зрения получения визы E-7-4, которая выдаётся лицам, отвечающим определенным требованиям, включая минимальный стаж работы (четыре года). Она фактически разрешает постоянное пребывание в Корее, предлагая трехлетний базовый период с неограниченным продлением.
«Знание корейского языка является самым основным и решающим элементом для того, чтобы иммигранты ассимилировались как члены нашего общества, как это было в других странах. Мы планируем дать больше баллов, если люди с отличным знанием языка захотят изменить свою визу (на E-7-4)», – говорится в сообщении министерства. Напоминаем, что с 3 июля 2023г. вступили в силу нововведения относительно электронной системы авторизации въезда в РК иностранных граждан (K-ETA).
Теперь въезжающие в возрасте 17 лет и младше, а также в возрасте 65 лет и старше освобождены от необходимости получать K-ETA. Срок действия K-ETA увеличивается с 2 до 3 лет (срок действия разрешений, выданных до 3 июля 2023 года, остается прежним). При этом нужно учитывать, что К-ЕТА регулирует только безвизовый режим въезда в Южную Корею.
перевод Натальи НАМ