Он находится в постоянном поиске нового, стремится открывать мир для себя и сам всегда открыт миру. Олег Хе, глава холдинга «Isker media», известный казахстанский журналист, выпускающий газету «Бизнес и власть» и сайт And.kz, рассказал о том, как воплощать в жизнь свои идеи, почему у национальных СМИ большие перспективы, и поделился мнением, что может сегодня консолидировать корейцев.
– Олег, Вы известны как журналист, как издатель, как финансовый аналитик, с недавнего времени проявили себя еще и как художник. А кем Вы сами себя ощущаете в большей степени?
– Творческой личностью. И журналистика, и изобразительное искусство имеют дело с контентом, умением рассказать историю и показать образ. Одно подпитывает другое: журналистика показывает мне многообразие жизни и связывает с социумом, искусство дает возможность погрузиться в другой мир, но и там, кроме фантазий, есть противоречивый человек как образ. В некоторых случаях получается совмещение. Например, в этом году получилось интересное сотрудничество с организаторами CFO (Саммит финансовых директоров) – они предложили мне поискать визуальное решение ключевой идеи мероприятия. То есть, я посмотрел на тему глазами журналиста, но рассказал о ней как художник. Иллюстрация, размещенная на баннере, отразила ключевую тему саммита – сможет ли финансовый сектор преодолеть бездну и подняться на новые вершины?
– В чем залог успешности в наше время? Чтобы быть успешным, надо обязательно стремиться следовать всем трендам или можно добиться успеха, оставаясь компетентным в чем-то одном?
– Думаю, нужно быть и компетентным в конкретных сферах, и следить за трендами. По возможности – создавать тренды. Мы никогда не знаем точно, какое развитие получат наши дела, какой резонанс они создадут. Но мы можем делать ставки на те или иные направления. Например, я с командой в прошлом году сделал ставку на нишевые медиа, мы запустили проект 18plusidea.kz для социальноактивной молодежи. И спустя год увидели, что популярность темы растет, сайт оказался весьма кстати. Теперь думаем над другими нишами. Люди ищут пространства, где есть их сообщество – пусть небольшое, но близкое по духу. То есть, будущее за комьюнити – как онлайновых, так и офлайновых. Перспективное направление – создавать такие комьюнити, развивать их, объединять наиболее активных участников в проекты.
– Журналистика и блогерство – они должны противопоставлять или дополнять друг друга?
– Лучше – дополнять друг друга. В классической журналистике (исключение – колумнисты) учат оперировать исключительно фактами, не высказывать свое мнение, чтобы люди видели объективность и сами принимали решение. Блогеры чаще всего наоборот – высказывают свою точку зрения, потому что они являются не частью редакции, а индивидуальностью. Я бы сказал, что блогеры и журналисты могут быть успешны в том случае, если становятся экспертами в определенных сферах. И тогда их мнение становится весомым, к нему прислушиваются.
Посмотрите на лучших музыкальных или театральных критиков, спортивных комментаторов, модераторов экономических конференций. Наверное, это лучший путь для журналиста и блогера. Главное здесь – испытывать страсть к своей теме и обладать коммуникативными навыками, чтобы взаимодействовать с отраслевыми экспертами. На выходе аудитория получает классный контент.
– Как профессиональный журналист, скажите, нужна ли нам этническая пресса, в частности газета «Коре ильбо», и являются ли национальные СМИ частью всего медиа-пространства?
– Конечно, являются. Более того, именно у нишевых медиа, считаю, наилучшие перспективы. СМИ, которые говорят обо всем и ни о чем конкретно, теряют свой вес. Люди стали меньше заходить на новостные порталы. Зачем, если все самое свежее мы узнаем из социальных сетей? Люди перегружены информацией – это главная причина, почему они ищут сайты узкой тематики, соответствующие их интересам. Не все, конечно, так просто: нишевые сайты должны стать экспертами для своей аудитории, проводить тематические ивенты, обучать и помогать, по большому счету – стать центром экосистемы, которая формируется по отраслевому, возрастному или другому признаку. Все это, безусловно, применимо к «Коре ильбо».
– Какие книги Вы читаете, у Вас есть любимый автор?
– Моя настольная книга на протяжении уже нескольких десятилетий – «Учение дона Хуана» Карлоса Кастанеды. Я часто обращаюсь к ней за советами. Закладки почти на каждой странице. Просто открываю на первой попавшейся и вижу ответ на свой вопрос. Конечно, читаю много книг и статей, смотрю лекции про искусство. Обращаюсь к поэзии – вряд ли кто-то научит вас красиво писать лучше, чем это сделают Пастернак, Ахматова, Цветаева.
– Как Вы сами говорите, с возрастом появляется все больший интерес ко всему корейскому. Что это: зов крови, веление души, осознанное стремление идентифицировать себя со своим этносом..?
– С одной стороны, со временем мы начинаем ценить те вещи, которым раньше не уделяли большого внимания. Например, историю своих предков, их лучшие качества, потому что мы можем их культивировать, взращивать в себе. С другой стороны, как я уже говорил, самые сильные связи рождаются в малых экосистемах, в том числе этнических. Мода на глобализацию прошла или, по крайней мере, уже отходит. Человек ищет свою идентификацию: кто я? какое у меня окружение? какие сферы мне интересны? какую наибольшую ценность я могу там создать? Я все чаще задаюсь этими вопросами, отсюда и интерес ко всему корейскому.
– Что сегодня может служить консолидирующим фактором для казахстанских корейцев? Раньше, после развала Союза, всех объединял общий интерес к культуре, языку, традициям, на этой волне и были зарождены национальные культурные центры. А что может объединить соплеменников сегодня? Или может быть, нам уже не нужно идентифицировать себя по этническому признаку, а быть просто людьми мира?
– У Казахстана исторически сильные связи с Кореей – деловые, социальные, культурные. На них никак не сказались ни союзы с нашими ближайшими соседями, ни санкции по отношению к России. У казахстанцев нет никаких фобий, нет опасений, что Корея хочет захватить наши земли или насаждает своих менеджеров. Считаю, что местные корейцы могут способствовать укреплению связей между двумя странами. Ездить туда, чтобы получать знания, нарабатывать связи, импортировать в Казахстан современные технологии. Потенциал огромный, но он слабо используется нашей диаспорой. Недавно был в Алматы на презентации современной корейской кухни под эгидой Ассоциации развития пищевой культуры и питания при министерстве сельского хозяйства Республики Корея. Это один из примеров, как можно сюда привносить лучшую практику. И эта тема может консолидировать казахстанских корейцев.
– В Вашей семье придерживаются корейских традиций? Насколько Вашим детям близка корейская культура?
– Есть традиции, которых еще придерживаемся в семье: например, родительские дни. Не уверен, что моим детям они передадутся в полной мере. Я слышал, что в современной Корее уже нет многих обычаев, которые мы соблюдаем. Получается, что наши предки попали в Казахстан, будучи носителями традиций из Кореи 100-летней давности, и мы их здесь успешно законсервировали. Тогда как на нашей исторической родине все давно уже поменялось. Надо еще учитывать, что мои дочки наполовину казашки, так что к каким бы то ни было традициям не очень привязаны. Но мы с женой стараемся этот минус обернуть в плюс, хотим, чтобы дети переняли все лучшее от казахского и корейского народов.
– Откуда Вы черпаете вдохновение?
– Из книг, лекций, статей. Вижу, как много действительно крутых работ создано и создается в мире. Мне интересно смотреть моду – дизайнеры одежды гораздо круче многих художников: столько интересных идей, неожиданных, провокационных, при этом способны объяснить их. Все это дает вдохновение, заставляет много думать, побуждает больше экспериментировать. Именно так я бы описал путь к возможному успеху: постоянно вдохновляться, много думать, больше экспериментировать. И тогда, возможно, вы выиграете.
Константин КИМ