На сегодняшний день ВОЗ признала эффективность единственного препарата для лечения COVID-19 – дексаметазона, который используется в медицине с 1960 года. Этот кортикоидный гормон обладает мощным противовоспалительным и иммунодепрессивным действием. Он показан для лечения пациентов с обширным поражением легких, у которых тяжелые проявления сохраняются более 7 дней или нарастают. Дексаметазон предотвращает развитие «цитокинового шторма» – неконтролируемой атаки иммунной системы на собственный организм.
Вместе с тем прием дексаметазона на ранних стадиях COVID-19 может привести к ухудшению состояния, а при продолжительности курса лечения более двух недель и превышении безопасных дозировок часто вызывает ряд побочных эффектов: повышение глюкозы в крови, гипертонию, отеки, язву желудка, повышенный риск присоединения инфекций и др. Поэтому он должен назначаться только врачом.
В процессе детального изучения такие широко применявшиеся в первую волну препараты, как ремдесивир и интерферон альфа, практически никак не влияли на уровень смертности и сроки лечения от COVID-19. Впрочем, имеются довольно серьезные исследования о том, что прием широко распространенных и доступных по цене препаратов интерферона на ранних стадиях заболевания все же помогает организму быстрее справиться с вирусом. Напомним, что назоферон, виферон, лаферон – это все лекарственные формы интерферона альфа.
Пресловутый гидроксихлорохин не только не показал достаточной эффективности в лечении COVID-19, но из-за возникновения тяжелых побочных эффектов в настоящее время исключен из Протоколов лечения большинства развитых стран.
Коктейль из моноклональных антител, которым, в частности, лечили президента США Д. Трампа, действует как пассивная вакцинация. Антитела, полученные из крови переболевших, связывают вирус, не допуская его проникновение в клетки. Препарат дорогостоящий и, к сожалению, на заразившихся новыми штаммами не влияет также хорошо, как раньше.
Некоторые препараты ослабляют симптомы заболевания и могут быть применены для лечения начальной стадии. К ним относятся фавипиравир (авиган, авифавир) и артемизинин – настойка однолетней полыни, которая издавна применяется для лечения малярии.
Фавипиравир был разработан в Японии для лечения гриппа. Препарат обладает избирательной активностью по отношению к РНК-содержащим вирусам, к которым относятся коронавирусы. Из-за недостаточной эффективности и высокого риска развития генетических аномалий у плода разрешен к применению лишь в экстренных ситуациях.
Ввиду отсутствия серьезных побочных эффектов эксперты ВОЗ рекомендуют более широкое применение артемизинина, который уже успешно прошел две фазы клинических испытаний. Он производится из однолетней полыни, которая применяется в китайской и корейской народной медицине. За его разработку китайский фармаколог Ту Юю получила в 2015 году Нобелевскую премию по медицине и физиологии.
Лекарство было разработано в Академии народной медицины Китая в рамках секретного проекта поиска доступного лекарства от малярии для помощи армии Северного Вьетнама во главе с Хо Ши Мином во время войны с США. Было найдено около 2000 древних рецептов, из которых наиболее действенным оказался рецепт из медицинского трактата Гэ Хуна, датируемого 340 г. н. э.
Группе под руководством Ту Юю удалось синтезировать более эффективный препарат, чем полученный первоначально. ВОЗ рекомендует использование препарата для лечения малярии в комплексе с другими противомалярийными препаратами.
Он гораздо легче переносится, чем производные хинина, быстрее начинает действовать и не вызывает тяжелых побочных эффектов. Применение комплексных артемизинин содержащих препаратов позволило снизить смертность от осложнений малярии на 30%, заболеваемость на 70%.
Препарат, созданный в 1973 году, доказал свою безопасность и эффективность для лечения малярии, некоторых видов рака и паразитарных инвазий. В экспериментах и в ходе клинических испытаний он показал свою уникальную способность разрушать раковые клетки, не повреждая здоровые. Он также показал свою эффективность при первой эпидемии атипичной пневмонии SARS-CoV в 2003 году.
В народной медицине Мадагаскара также применяется настойка однолетней полыни и на ее основе был создан собственный аналог артемизинина – препарат CovidOrganics, который считается чудодейственным средством от ковида, рака и других болезней во многих африканских странах. Его популярности способствовала широкая рекламная кампания, организованная президентом Мадагаскара А. Радзуэлина.
В мире произрастает несколько видов полыни, но для медицинских целей используют так называемую китайскую, японскую, корейскую и восточную полынь. Артемизинин в большом количестве содержится только в однолетней полыни – артемизияаннуа, которая произрастает в том числе и в Центральной Азии и отличается своеобразными желтыми цветками в виде мелких корзинок с приятным ароматом. Однако и другие сорта полыни обладают немалыми полезными свойствами.
В Корее принято использовать надземную часть полыни сорта артемизия принцепс (сук) для приготовления традиционного супа из молодой полыни и морепродуктов сугкук, а также в виде лечебных добавок в рисовые пампушки, блины и чаи. Считается, что полынь очищает и разжижает кровь, помогает при кашле и простуде, восстанавливает нервную систему, прогоняет из дома всякую нечисть, но в основном ее используют для прижигания биологически активных точек.
Настойка полыни горькой (артемизия абсинтиум) продается в аптеке в качестве желчегонного и спазмолитического средства при гастрите и холецистите, для улучшения аппетита. Ее знаменитая горечь придает особый вкус полынной водке – абсенту.
Настойка горькой полыни лечит гастрит и язву желудка, холецистит, панкреатит, туберкулез, бронхиальную астму, гипертонию, головную боль, больные суставы, уничтожает паразитов. Может быть рекомендована в качестве общеукрепляющего средства.
Помнится, что в прошлом году рекордно взлетели цены на адраспан, он же могильник, гармала, исрык, ядовитое растение, которое традиционно используется для обкуривания дымом помещений и якобы уничтожает коронавирус. К сожалению, вдыхание густого дыма не оказывает никакого влияния на вирус, а содержащиеся в нем ядовитые вещества могут причинить людям вред.
Доказано, что противопаразитарный препарат ивермектин предотвращает размножение коронавирусов в лабораторных условиях. Однако он может повреждать печень и вызывать другие осложнения. К тому же, прежде он применялся в основном в ветеринарии, Сейчас его очень активно изучают применительно к людям, больным COVID-19.
Спорные препараты – тоцилизумаб и сарилумаб – относятся к классу ингибиторов цитокинов и по некоторым данным снижают смертность среди больных с тяжелым течением, но другие исследователи этого не находят и исследования продолжаются.
Экспериментальный препарат против коронавируса мольнупиравир, который тормозит размножение вируса, завершает 3 стадию клинических испытаний и уже есть предварительное соглашение о его закупе США на сумму 1,2 миллиарда долларов.
Можно резюмировать, что пока в арсенале научной медицины действенных средств борьбы с коронавирусом нет! Нам придется рассчитывать на собственные защитные силы, которые необходимо подпитывать и укреплять.
Кстати, авторитетное научное исследование влияние приема пищевых добавок, витаминов и минералов на заболеваемость и тяжесть течения COVID-19 показало, что самым эффективным средством профилактики заражения являются пробиотики! Второе место по значимости занял рыбий жир и его производные Омега, 3, 6.Витамин Д оказался на почетном третьем месте.
Об этих и других полезных помощниках нашего организма поговорим в следующей статье.
Ирина КИМ,
кандидат медицинских наук