Состоятся ли еще одни переговоры на высшем уровне между США и КНДР до выборов американского президента осенью этого года? – этот вопрос по - прежнему остается открытым. Но, несмотря на уменьшающиеся с каждым днём шансы, ни Вашингтон, ни Пхеньян не закрывают до конца друг перед другом двери.
Ранее заместитель председателя Трудовой партии Кореи Ким Ё Чён высказывала мнение, что в этом году вряд ли состоится 3-ий Американо-Северокорейский саммит. Хотя при этом добавила: «Никто не знает, что могут решить главы двух стран». Со своей стороны Ким Ё Чён одним из условий возобновления переговоров выдвинула требование отмены «враждебной политики» США по отношению к Северной Корее.
В свою очередь госсекретарь США Майк Помпео в интервью Fox News 15 июля высказал скептическую позицию в отношении возможности переговоров между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном. Но вместе с тем он отметил: «Если от этих переговоров можно будет ожидать позитивных продвижений в вопросах ядерного разоружения КНДР, то можно найти способ для встречи глав двух государств».
В сложившейся ситуации привлекают внимание различные варианты решения данного вопроса, которые рассматривает администрация Трампа. Так директор оборонных исследований Центра национальных интересов Гарри Казианис со ссылкой на высказывания чиновников в правительстве США поместил статью в журнале American conservative: «Президент (Трамп) желает до президентских выборов добиться прорыва в вопросе договоренности с Северной Кореей». В статье говорится, что администрация Трампа рассматривает новые возможности для встречи с Северной Кореей и если «будет достигнута договоренность о встрече в азиатской стране, куда Ким Чен Ын сможет добраться поездом или самолетом, есть надежда на то, что 3-й Американо-Северокорейский саммит на высшем уровне все-таки состоится».
По мнению Казианиса, необходимо не идти на конфронтацию, а искать точки соприкосновения, которые помогут без взаимных упреков выстраивать конструктивные двусторонние отношения. При этом не обращать внимания на критику, которая исходит от бывшего вице-президента США Джо Байдона, а двигаться навстречу друг другу.
Казианис приводит в своей статье два источника из Белого дома, которые высказались о возможных вариантах развития событий. В частности первый спикер заявил, что если КНДР закроет ядерные испытательные центры и объявит мораторий на ядерные испытания, то Белый дом в качестве ответного шага сможет рассмотреть вопрос о смягчении санкций.
Другой источник высказался о том, что США пойдут на послабления в том случае, если Пхеньян «заморозит» производство ядерных вооружений и стратегических ракет.
Прежде чем говорить о смягчении санкций в отношении Северной Кореи, Белый дом «должен знать», на какие уступки готов идти Пхеньян.
При этом один из спикеров Белого Дома добавил: «У нас есть желание обмениваться уступками. Мы можем много нового выложить на стол переговоров и, проявляя здравомыслие, мы уже видим ту опасность, которую раньше не воспринимали. Хотелось бы, чтобы работа в этом направлении взаимно продвигалась».
Многие эксперты считают, что успех в урегулировании межкорейского вопроса сыграет на руку Трампу на предстоящих выборах. Ведь если удастся достичь положительных результатов, то демократам, которые являются главными оппонентами Трампа, придется признать это его достижение.
Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, можно отметить, что позиция США в вопросе построения отношений с Северной Кореей изменилась. До недавнего времени Белый дом был категоричен в своих требованиях и настаивал на немедленном ядерном разоружении Северной Кореи, после чего уже можно было рассматривать возможность смягчения санкций. Теперь же администрация Трампа, по всей видимости, готова идти на взаимные уступки.
Тем не менее на пути к 3-ему саммиту США и Северной Кореи по-прежнему достаточно преград. Прежде всего, остается неясной позиция Вашингтона. Так, Дональд Трамп не выражает ясную волю в вопросе о прекращении совместных военных учений с Южной Кореей. Напомним, ранее он заявлял, что Штаты рассматривают возможность прекращения совместных военных учений. В связи с чем Северная Корея в качестве условий возобновления переговоров требует выполнения обещания американского президента и отмены «враждебной политики». В данной ситуации прекращение совместных военных учений Южной Кореи и США удовлетворило бы важную часть этих условий.
Также конкретно не ясно, какие именно требования в адрес КНДР выдвигают США. В частности, они требуют демонтировать только ядерный испытательный центр в Йонбёне или еще и другие объекты, также о прекращении испытаний каких ракет идет речь: большой дальности или абсолютно всех? На какие конкретно послабления санкций готов пойти Вашингтон, тоже не известно.
В связи с этим для выяснения всех этих вопросов необходимы конструктивные переговоры.
Но Пхеньян опасается, что если даже на данном этапе и удастся договориться и предпринять какие-то конкретные шаги, то в случае поражения Трампа на выборах все окажется зря. Подобная ситуация уже возникала. В свое время, когда было достигнуто соглашение с администрацией Билла Клинтона, из-за последующей смены власти оно превратилось в мыльный пузырь.
Исходя из этого, важно обозначить конкретный вопрос, по которому администрация Трампа могла бы найти решение до окончания его первого президентского срока, то есть до 19 января 2021 года. Здесь как раз таки уместным было бы решить проблему с послаблениями санкций. Так, в случае достижения договоренностей с КНДР будет созван Совет безопасности ООН и принято решение о послаблении санкций. Подобный шаг значительно увеличит возможность проведения 3-го саммита на высшем уровне США и КНДР.
Тен Ук Сик,
председатель центра «Мирный Network»