После того, как глава ВОЗ предсказал скорую будущую эпидемию, более смертоносную чем нынешняя, начались бурные обсуждения, к чему нам всем готовиться, каковы потенциальные кандидаты на громкое звание причины следующей пандемии.
Эволюционные биологи обещают нам несколько лет передышки до следующей вспышки очередного смертоносного штамма коронавируса. Сообщают также, что на китайских просторах зародился очередной опасный мутант птичьего гриппа. Но, возможно, опасность гораздо ближе, чем мы думаем.
Очевидно, что широкое применение антибиотиков для лечения коронавирусной пневмонии дало толчок к размножению антибиотико-устойчивых штаммов болезнетворных микробов – супербактерий, об опасности которых мы уже предупреждали. Антибиотики также убивают полезные бактерии, которые сдерживают наступление микробов и обеспечивают естественную защиту организма, поэтому после их применения активизируются и приобретают опасные свойства распространенные в природе грибки.
СМИ сообщают, что вспышка инвазивного мукормикоза, иначе называемого «черной плесенью», захватила уже несколько штатов Индии с общим числом заболевших около 10 000 человек. Толчком для распространения этого плесневого грибка, который массово поражает людей, болеющих или недавно вылечившихся от коронавирусной пневмонии, послужила комбинация больших доз антибиотиков и стероидных гормонов, которые приходится назначать для лечения тяжелых форм COVID-19.
Мукоровые грибки распространены повсеместно, особенно в странах с теплым влажным климатом. Их излюбленное место обитания – фекалии животных, почва, навоз, разлагающиеся фрукты и овощи. Их колонии можно обнаружить внутри заброшенных, захламленных сырых помещений.
Образуемая мукоромицетами плесень имеет черный цвет, поэтому вызываемое ими заболевание называют еще «черной плесенью». Мукормикозом болеют крупный и мелкий рогатый скот, собаки, кошки, птицы, грызуны, даже тюлени. Здоровые животные к нему маловосприимчивы, поражает он ослабленных другими болезнями животных, например, больных туберкулезом коров. Чаще всего заражение происходит ингаляционным путем, развивается тяжелая пневмония и животное погибает.
Здоровые люди тоже обычно не заражаются, но те, у кого ослаблен иммунитет: больные диабетом, раком, СПИДом, а также больные коронавирусной пневмонией подвергаются смертельной опасности, так как летальность при мукормикозе без лечения составляет 95%.
В Казахстане, к счастью, человеческий мукормикоз встречается редко, с частотой примерно 0,09 на 100 000 человек. В России мукормикоз поражает около 10% больных, проходящих лечение по поводу рака крови, и уже зарегистрировано несколько случаев заражения мукормикозом больных с COVID-19.
Индийские врачи описывают клинику «черной плесени» так: вначале у больных опухает и начинает кровоточить нос, затем опухают и болят глаза, опускаются веки, ухудшается и пропадает зрение, чернеет кожа вокруг носа, затем поражаются легкие и головной мозг.
Лечить грибковые инфекции тяжело, потому что плесневые грибки являются, подобно людям, клеточными организмами и подобрать лекарство, убивающее их без повреждения клеток человека сложно. К тому же уже возникли и распространяются штаммы, устойчивые к действию основных противогрибковых препаратов.
Для лечения мукормикоза разработан препарат «Креземба» от фирмы Пфайзер, с его помощью удается спасать больных. Одна инъекция в Индии стоит примерно 48 долларов, чтобы вылечиться нужно вводить лекарство ежедневно на протяжении 8 недель.
Поскольку в Индии таких денег у народа нет, то основной метод лечения – хирургический: удаление пораженных грибком тканей. Удаляются мягкие ткани, глаза, части кости. Местные хирурги проявляют виртуозное мастерство, чтобы спасти человеку хотя бы один глаз. После операции выживает примерно половина обезображенных больных.
О смертоносных свойствах обычной плесени упоминаются с древних времен. Самая известная история смертей, связанных с грибками, – это так называемое «проклятие фараона Тутанхамона». Над входом в могилу фараона была начертана надпись: «Смерть постигнет тех, кто потревожит покой фараона». Она не испугала английских и американских археологов, которые в 1922 году впервые нашли никем не потревоженную усыпальницу юного египетского правителя. Местные рабочие в страхе разбежались, поэтому на конечном этапе археологам пришлось копать самим и в склеп первыми вступили организаторы экспедиции – лорд Карнарвон, его дочь Эвелин и профессор египтолог Говард Картер. Там были обнаружены бесценные сокровища: гроб из чистого золота, много других золотых изделий и произведений искусства. Однако через 2 месяца началась череда таинственных смертей участников раскопок. Первым умер лорд Карнарвон, от непонятной «лихорадки», причем в день его смерти во всем Каире отключился свет. Вслед за ним внезапно умерли присутствовавшие при открытии усыпальницы археологи Артур Мейс, Арчибальд Рейд и еще 12 человек. В течение 10 лет умерло преждевременно 25 человек, которые были связаны с проводившимися раскопками. В живых остались и умерли естественной смертью только второй руководитель экспедиции Говард Картер и леди Эвелин. Проведенный позднее тщательный микробиологический и токсикологический анализ склепа выявил там всего лишь громадное количество спор обычных плесневых грибков рода аспергилюс. С тех пор археологи спускаются в старинные склепы только в защитном снаряжении.
Современная наука считает, что древние египтяне использовали плесень как биологическое оружие. В склепах своих умерших царей и вельмож они оставляли еду и питье, которые служили средой для размножения плесневых грибков. В закрытом непроветриваемом пространстве накапливалась смертельная концентрация грибковых спор, при вдыхании которых развивался инвазивный микоз – поражение грибком всего организма.
Такие плесневые грибки, как аспергилюс и кандида аурис живут и успешно размножаются даже в стационарах, образуя особые внутрибольничные штаммы, которые устойчивы ко многим противогрибковым препаратам, не реагируют на моющие и дезинфицирующие средства.
Около 30% больных вирусной пневмонией, попадающих в реанимационные отделения, заражаются этими грибками. Это значительно утяжеляет состояние больных и увеличивает смертность. Например, при инвазивном аспергиллезе даже при проведении специфического лечения смертность составляет 50%. Без лечения умирает свыше 90% заболевших.
Заражение грибками ковидных больных происходит часто через аппараты ИВЛ. В быту от человека к человеку болезнетворная плесень раньше не передавалась, но сейчас приобрела такую способность.
Мы надеемся, что в Казахстане мукормикоз и другие болезни, вызываемые плесневыми грибками, не распространятся в силу особенностей нашего засушливого континентального климата и более строгих гигиенических требований, но надо готовиться к тому, что на фоне большого числа переболевших коронавирусом людей с ослабленной иммунной защитой, вполне возможна вспышка инвазивных микозов или других, ранее редко встречавшихся инфекций.
Кто предупрежден, тот вооружен. Уже понятно, что лекарства и вакцины не могут гарантированно уберечь от новых и мутировавших старых инфекций. Защищает только наш собственный естественный иммунитет. А укрепляют его такие простые вещи как физическая активность, правильное питание и хорошее настроение.
Укрепляйте свое здоровье и будьте здоровы!
Ирина КИМ,
кандидат медицинских наук