Одним из почетных гостей прошедшего недавно благотворительного спортивно-музыкального фестиваля Burabike Fest в Боровом стал известный казахстанский кардиохирург, доктор медицинских наук, директор Национального научного кардиохирургического центра Юрий Пя. Там нам и удалось взять у него интервью.
Юрий Владимирович для казахстанцев не нуждается в представлении. Хирург с мировым именем собственным примером доказал правоту высказывания: «где родился, там и пригодился». В эксклюзивном интервью корреспонденту «Коре ильбо» он рассказал о благотворительности, здоровом образе жизни и больших планах на будущее.
Творить во благо
Юрий Владимирович не случайно оказался на спортивно-музыкальном фестивале, главным событием которого стал массовый велопробег. Он сам был инициатором нескольких велопробегов и частенько добирается до своей работы именно на велосипеде.
– Основная цель любого благотворительного мероприятия – творить добро, – говорит Юрий Пя. – Также это пропаганда здорового образа жизни, возможность встречи с самыми разнообразными людьми всех возрастов, по интересам и профессиям. И цель, которая объединяет таких разных людей, дает нам всем возможность стать добрее и миролюбивее. У людей просыпается чувство эмпатии. Ведь люди – существа социальные, и друг без друга мы не можем. Взять, к примеру, место, где прошел фестиваль – красивая, облагороженная территория, искусственное озеро, это ведь все сделали люди. И, по сути, мы живем друг для друга. И когда люди понимают это, они становятся добрее. Вместо отрицательных эмоций, агрессии появляется креативность, которая двигает людей к прогрессу. Считаю Burabike Fest одним из самых топовых мероприятий такого формата. В плане организации с него действительно можно брать пример.
– Не так давно в вашем Центре также проходил велопробег…
– Отличительной особенностью нашего кардиологического центра является необыкновенная атмосфера доверия. Трудно ли было ее создать? Самое главное – это желание. Очень важно выработать командный дух, чтобы все смотрели в одну сторону. Мы все работаем, руководствуясь именно таким принципом. Поэтому мы укрепляем командный дух не только на профессиональной стезе, но и такими объединяющими мероприятиями.
Создавать новое
– Многие пациенты, побывавшие в вашем центре впервые, отмечают, что там царит удивительная атмосфера, а прием ведется на высочайшем уровне.
– Да, мне часто пациенты говорят, что наш центр создает впечатление зарубежной клиники. Хотя изначально мы не стремились этим выделиться. Но внешний облик, атмосфера тоже влияют на состояние пациента, и мы хотели создать максимально комфортные условия.
– По вашему мнению, необходима ли идентичная модернизация старых больниц, оставшихся еще с советских времен?
– Я бы их просто закрыл. Потому что не вижу смысла в реставрации. Пытаться как-то модернизировать место, где стены пропитаны духом прошлого – бесполезно. Нужно создавать новое, чтобы действительно была польза.
Верить людям
– В последнее время общество предвзято относится к медицинским работникам. Особенно к молодым специалистам. Расскажите, как Вы собирали свою команду молодых и квалифицированных сотрудников? Были ли определенные критерии отбора?
– Конечно, я не могу сказать, что к нам пришли самые-самые образованные. Просто надо верить людям, какое бы они образование ни получили. И если человек готов вкладывать в себя, и мы готовы вкладывать в него – это обязательно даст эффект. У нас просто не будет другого выбора, как взять в свою команду такого специалиста. Мы должны, если надо, начинать с нуля.
– А если к Вам на собеседование придут два специалиста – один без определенных знаний, но с сильным желанием работать, а другой с серьезным образованием, но без энтузиазма, кого примите на работу?
– Это очень сложно определить сразу. Для такого выбора потребуется время. И все равно в коллективе определенный процент таких людей будет. Это закон Парето – из 100% обычно 80 – это не очень активная часть, а 20 – это те, кто максимально отдается работе.
– А какое соотношение в вашей команде?
– Думаю, в нашей команде не 20 на 80, а 50 на 50.
«Прожил бы впустую, если бы не вернулся в Казахстан»
– В каком направлении планируете развивать Центр дальше?
– Дальнейшее развитие я вижу в том, чтобы это было не просто учреждение, которое занимается медицинскими вопросами и лечением, но и центр, который проводит научные исследования, дает образование. Чтобы в нем были совместно задействованы научная работа, обучение и практика. С момента открытия и до сегодняшнего дня затраченное время было направлено на то, чтобы вывести на должный уровень практическую медицину. Теперь мы готовы сделать следующий шаг. А именно – участвовать в исследованиях, развивать научный потенциал.
– Такая деятельность позволит в перспективе совершать научные открытия и делать прорывные шаги в медицине?
– Конечно! Почему бы и нет? По всему миру производится масса открытий, и мы тоже можем принять в этом участие. Надо просто создать соответствующие условия, чтобы наши люди могли делать то же самое в Казахстане.
– То, что у нас в Казахстане работает такой центр, которым Вы руководите, – это Ваша сбывшаяся мечта?
– Да, Казахстан - моя Родина. Но в свое время, после развала СССР, я получил возможность работать за границей и познакомился с другой системой здравоохранения. В то же время я видел, что многие люди на моей Родине, в условиях тогдашнего кризиса, не могут получить качественную медицинскую помощь. И моим основным стимулом для возврата в Казахстан стало осознание того, что я в силах дать эту помощь. Я понял, что должен вернуться на родную землю. До сих пор считаю, что прожил бы жизнь впустую, если бы не вернулся в Казахстан.
Верный курс
– На пути к Вашей мечте были вещи, о которых Вы сожалеете?
– Да, конечно. Например, в 80-х мы с братом сами делали технологические вещи, сочетая медицину и механику. Сейчас это называют IT-технологиями. И оборудование, которое мы создавали, еще не было нигде в производстве. Но мы, к сожалению, ничего не запатентовали. Сейчас я вижу, что медицинский прогресс развивается именно в этом направлении, и курс, взятый нами еще в далекие 80-ые, был верным. И сейчас трудно сказать, как бы все сложилось, если бы мы были тогда чуть смелее… Подумав и взвесив все, я понял, что сожалеть об упущенных возможностях бесполезно. Но я в силах восполнить это чем-то другим. И я это делаю.
– Я знаю, что Ваши дети нашли себя в других профессиях. Но, наверное, в глубине души, Вам хотелось, чтобы они продолжили Ваше дело?
– Конечно! Как у любого человека, нашедшего свое призвание, мне хотелось, чтобы сын или дочь пошли по моим стопам. Но они мне сразу сказали, что не пойдут в медицину. Аргументировали это тем, что если у них не получится так, как у меня, то и они будут сожалеть, и я их буду за это «пилить» всю жизнь (смеется).
Формула успеха
– А как наставник Вы больше применяете метод кнута или пряника?
– Наверно, ни то ни другое. Больше всего я делаю ставку на убеждения и собственный пример. Всего можно достичь, было бы желание и страсть к этому. Если просто успешный человек работает 12 часов, то чтобы быть более успешным, нужно работать 12 часов и одну минуту. Если успех требует еще больше времени, значит и мне нужно работать столько же, плюс еще полчаса.
– Учитывая ваш опыт и планы, не хотели бы открыть медицинскую академию, чтобы массово выпускать специалистов высокого уровня?
– Это невозможно поставить на поток. Прежде всего, у людей должно возникнуть собственное желание. А потом страсть и воля, чтобы осуществить желаемое. В моем методе нет ничего особенного, если разбирать его теоретически. Но этому невозможно научиться, если человек сам того не хочет.
– По Вашему мнению, что прежде всего нужно для того, чтобы качество медицинского образования в нашей стране достигло должного уровня?
– Искоренить коррупцию. Пока будет существовать коррупция, мы не сможем выпускать действительно квалифицированных специалистов.
Сиа АН,
Нур-Султан