В Государственном республиканском академическом корейском театре состоялось закрытие очередного 89-го сезона. Предъюбилейный театральный сезон ушел в историю вместе с премьерой водевиля «Чайка» по пьесе Антона Павловича Чехова. Особенность постановки в том, что работа над классическим русским произведением является совместной – первым режиссером постановки выступил член Ассоциации театральных режиссеров Республики Корея, выпускник ГИТИСа (Россия, г. Москва), обладатель почетного звания «Посол ГИТИСа» Кан Те Сик, вторым – главный режиссер нашего Корейского театра, артистка-вокалистка, профессионализм которой распространяется практически на всю деятельность на сцене театра, Елена Викторовна Ким. Кстати, говоря о работе над пьесой, хочется подчеркнуть, что Елена, работая над произведением, не только выступила в качестве режиссера. Мы увидели ее замечательную игру на сцене. Вот где поучиться сценическому искусству! Такому перевоплощению, какое мы видели в день премьеры, нужно учиться тем, кто мечтает об актерском поприще.
По традиции в день закрытия сезона обычно собираются самые преданные театру зрители, у театра в этот день много приглашенных гостей, звучат поздравления, вручаются цветы и благодарственные письма. Все в приподнятом настроении! И это несмотря на ограничительные меры, в которых, как и все театры мира, наш Корейский театр прожил практически весь свой ушедший 89-й сезон. Кстати, в день закрытия театрального года все меры предосторожности в здании театра были соблюдены: как говорится – в помощь и «Ашик», и понимание каждого, кто посетил храм искусства в этот день. Еще одну особенность прошедшего сезона отмечают посетители – несмотря на тотальные ограничения, карантины и локдауны, прочие запреты встреч наяву, удалось-таки провести в режиме офлайн как открытие 89-го сезона, так и его закрытие. Значит, звезды с нами, они сошлись, контакт есть и надежно работает аксиома жизни: кому непременно хочется увидеть друг друга, видятся. В данном случае, зрителю – актеров на сцене, актерам – вот такой полный зал зрителей, каким он был 27 июня сего года.
Волнение странным образом передалось от актеров к тем зрителям, для кого Корейский театр – и очаг корейской культуры у себя дома, в Казахстане, и дорогой сердцу храм искусства, где отдыхаешь душой, где нет места обыденному и пресному.
– Мы сегодня с волнением закрываем 89-й сезон, следующий уже будет юбилейным, – выступила перед показом премьеры директор Корейского театра Любовь Августовна Ни. – Закрытие сезона – это всегда рубеж, подведение итогов прошедшего отрезка времени и большой праздник в театре. Для нас всех этот стремительно уходящий сезон был непростым, вы знаете. А сегодняшний показ премьеры режиссера из Южной Кореи (да еще такого сложного произведения, как «Чайка» Чехова!) в рамках нашего крупного международного проекта с южнокорейскими коллегами – событие знаковое и в своем роде уникальное, работающее на укрепление нашего сотрудничества. За 15 лет нам благодаря совместным усилиям и Ассоциации театров Южной Кореи, и наших общественных организаций, и АКК, удалось сделать многое. Спасибо всем! Спасибо за постоянное внимание и поддержку!
Выступления приглашенных гостей были лаконичными. Полный зал с нетерпением ждал самого водевиля, самой премьеры. С напутственными словами выступили президент Ассоциации театральных обществ Южной Кореи, специально по случаю премьеры приехавший в Алматы, О Тхе Гын. Он поблагодарил всех за гостеприимство и вручил директору театра благодарственное письмо за большую работу по развитию корейской культуры, за духовность, которой жив театр и которую он несет людям своей деятельностью.
Действие происходит на берегу озера, в имении Петра Николаевича Сорина (Георгий Юн), где действительный статский советник в отставке живет с племянником Константином Треплевым (Константин Пак), мать которого Ирина Аркадина (Надежда Ким) - актриса. Иногда она приезжает сюда, гостит в имении, а в основном всегда на гастролях и ей было всегда не до сына – до такой степени, что, повзрослев, Константин постоянно с горечью заявляет: «Мать меня не любит!». На этот раз известная актриса гостит вместе со своим возлюбленным известным беллетристом Борисом Тригориным (Борис Югай), чем уже, конечно, вызывает массу негативных эмоций у сына. Константин тоже личность творческая. У него уже есть пьеса, написанная специально для молодой, мечтающей о театре Нины Заречной (Виктория Ким), родители которой против ее увлечения театром. Горячо влюбленный в Нину, Константин обустраивает для нее сцену, где главной декорацией служит озеро. Набирается и зал из зрителей. Это и управляющий имением Шамраев (Алишер Махпиров) с женой Полиной Андреевной (Елена Ким) и дочерью Машей (Наталья Ли), которая носит черные платья в знак траура «по своей жизни» и этим выделяется среди героев, показывая свой неуравновешенный характер, и Евгений Дорн (Эдуард Пак), и Семен Медведенко (Сергей Ким), и Яков (Денис Цой). Героев много, и каждый из них несчастен и не удовлетворен жизнью по-своему.
Сцена мысленно переносит нас на берег озера. Довольно уютное местечко – «колдовское озеро», как выразился один из персонажей – чем не театр? И со сцены мы слышим и плеск воды, и купание персонажей, судьбы которых и впрямь решаются здесь, у этих вод. Мгновение, и сцена наполняется музыкой, голосами героев водевиля, противоречивым настроением представителей разных сословий с их мечтами о счастье и представлениями о главных ценностях жизни, с их чаяниями и утверждением неизбывного права на то, чтобы быть в этой жизни любимыми и желанными.
И, конечно, было много хореографии, много разной музыки и ритмов, а также света и меняющихся образов стихий. Водевиль есть водевиль. У него свои законы отображения действительности и, являясь одним из старейших способов передачи материала со сцены, этот жанр никого не оставлял равнодушным на протяжении десятилетий. Вот и в Корейский театр заглянул водевиль, да еще с подачи южнокорейских специалистов. Но, согласитесь, делать из «Чайки» водевиль довольно непросто, когда речь идет о судьбе (о трагической судьбе несостоявшихся мечтаний) девушки, например, чья жизнь сравнивается с полетом белой чайки, которую всегда могут подстрелить – случайно, просто так, как это сделал с обычной птицей на озере один из героев пьесы Константин Треплев – «от нечего делать». Его жизнь также трагически обрывается…
Вот уж действительно, от водевиля до драмы - недалеко, от смешного до грустного – шаг, от комедии до трагедии - одно мгновение. Это так по-чеховски! И все можно отобразить на сцене при помощи музыки, хореографии, привлекая средства отображения на сцене (благо их сегодня множество, в том числе и технических!), которыми владеют актеры Корейского театра, я имею в виду пластику движений, умение жестами показать мысль, подчеркнуть в танце желание быть услышанным и понятым – это так по-корейски! Поэтому попытка подать материал, осовременив его, сделав динамичнее действие – это своеобразный смелый эксперимент, который, думаю, не всем зрителям понравился. В особенности поклонникам традиционного искусства – классического, которое можно было бы увидеть, например, на сцене русского театра имени М.Ю. Лермонтова. Судить однозначно сегодня нельзя. У каждого жанра есть свои поклонники. Однако говоря о разном зрителе и об актере, который думает о зрителях разных поколений и предпочтений, нужно отдать должное Корейскому театру, который не боится пробовать все жанры, разные подходы, изучает восприятие сегодняшнего зрителя. Одной цели, безусловно, актерскому составу удалось добиться. На сцене Корейского театра прозвучала «Чайка», восхищаясь красотой и изящностью, легкостью и смелостью которой, хочется горячо посочувствовать по поводу того, что было, да не сбылось, что недавно совсем трепетало в руках и рухнуло в пропасть. Как лучик света, промелькнув среди серой толпы, как всплеск самых ярких надежд на исполнение мечты вспыхнув посреди обыденности, девушка стала актрисой, но не нашла себя, потеряв личное счастье. Виктория Ким смогла не только передать богатый внутренний мир героини, она пережила со своею Ниной бурю эмоций, передав свое сострадание притихшему залу.
Изначально у пьесы широкий охват жизненных перипетий и судеб. Видимо, поэтому проходит время, а разные театры разных стран не теряют интереса к чеховской «Чайке». Сам Чехов писал о ней своему другу так: «Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро), много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви…»
Так вот актерам под управлением Кан Те Сика удалось наполнить пьесу действием, ритмом, клокочущими эмоциями, временами кричащими и взывающими к жизни светлой и к личному счастью тревогами за то, что вдруг ничего не состоится. И все это музыкально, зрелищно, живо и неповторимо по простой причине – каждая роль сыграна, прочувствована и прожита. Даже те, кому отводилось место «в эпизодах», работали активно на раскрытие образов… И хочется их всех назвать – замечательных актеров массовых сцен: Тимур Лян, Леонид Сон, Енлик Ашимова, Гульмира Бакытханова, Лаура Ержигитова, Евгения Юн, Виктория Когай и Сон Суден. Они замечательно сыграли на настроение, на раскрытие характеров, показав и свое мастерство.
Вот такой и была «Чайка» под занавес сезона, которая осталась в истории театра и уже никогда не повторится.
И в заключение.
– Корейский театр за всю историю своего существования впервые обратился к пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка», – говорит главный режиссер Корейского театра Елена Ким. – Всегда актуальные и волнующие во все времена темы, думаю, и стали причиной того, что Кан Те Сик выбрал именно «Чайку». Оказывается, творчество Антона Чехова он изучает уже давно, на протяжении долгих лет и неоднократно обращался к его произведениям. Когда же он нам предложил свою интерпретацию спектакля, а вернее, вернулся к его изначальному авторскому жанру – водевилю, мы попробовали. Особенность проекта в том, что и творческим руководителем выступил южнокорейский специалист – Пак Кэ Бе, и художником по костюмам был Ким Ин Ок из Южной Кореи, музыкальное оформление спектакля было в руках самого Кан Те Сика, драматическая пластика – Анны Цой, сценография – Каната Максутова. Работали всем театром. Готовились удаленно больше месяца. Думаю, получилось уже потому, что мы все очень любим великого писателя Чехова и наш родной театр!
Так закрылся сезон. Актеры на каникулах, поклонники театра – в ожидании юбилейного 90-го сезона. Спасибо театру, низкий поклон актерскому составу! И – до встречи в театре!
Тамара ТИН