С первых минут знакомства казахстанский актер Эдуард Табишев производит впечатление отрытого и жизнерадостного человека. Человек-ракета, постоянно движимый новыми идеями. За его плечами и роли в кино, и режиссерская деятельность, и награды на различных фестивалях, а из детства ему особенно запомнилась работа на бахчевых полях вместе с соседом-корейцем дядей Геной Кимом, которая закалила его, воспитала любовь к труду, а также заложила самые теплые чувства и огромное уважение к корейскому народу. Эдуард сам пришел в редакцию, чтобы рассказать о своём отношении к корейцам и поделиться тёплыми воспоминаниями о годах детства. Конечно, у нас это вызвало большой интерес, и за чашкой чая мы с удовольствием узнали о том, что же связывает его с корейцами и почему он им так благодарен.
Эдуард сам пришел в редакцию, чтобы рассказать о своём отношении к корейцам и поделиться тёплыми воспоминаниями о годах детства. Конечно, у нас это вызвало большой интерес и за чашкой чая мы с удовольствием узнали о том, что же связывает его с корейцами и почему он им так благодарен.
Корейское детство
– С самого детства я был гиперактивным ребенком, энергия во мне буквально кипела. Чтобы как-то обуздать эту мощь, родители отдали меня на футбол, но и этого оказалось мало, – вспоминает Эдуард. – Мне хватало сил и на учебу, и на занятия спортом, и на разные шалости. Последнее очень беспокоило родителей, тем более, что мои подростковые годы совпали с периодом развала Союза. И тут встала дилемма: либо я стану хулиганом, либо мне найдут какое-то занятие. И будто по взмаху волшебной палочки появился наш сосед дядя Гена, работающий учителем физкультуры у нас в школе. Летом он, как и многие корейцы, сажал бахчу. Его уважали и взрослые, и дети. Во время летних каникул он предложил поехать нескольким мальчишкам из нашего двора, в том числе и мне, помогать ему на поле. Это был выход для моих родителей, ведь тогда я буду трудиться и находиться под присмотром.
Так в 10 лет Эдик впервые попал на бахчевое поле. Физически он был крепким, поэтому трудности его не страшили, и он делал всю работу ‒ и выкорчевывал верблюжью колючку, и капал со всеми арыки, и таскал тяжести.
Работая в поле, мальчик не только крепчал физически, но и, самое главное, научился ценить труд. Видя, как появляются первые всходы, он был несказанно счастлив и понял, что такое ответственность, как нужно добиваться результата.
– Жили мы в балаганах, построенных на время летних работ. Для нас – мальчишек, самостоятельная жизнь вдали от дома – была настоящей романтикой, большим приключением, – рассказывает Эдуард. – Мы много работали, но нам было интересно и весело. Вместе с нами работали дети других полеводов, по вечерам мы вместе играли. Поэтому на следующийгод я снова поехал с дядей Геной.
Так на протяжении последующих нескольких лет Эдуард ездил на поля вместе с дядей Геной. Там он чувствовал себя нужным, воспитывал в себе мужские качества, крепчал и рос, как физически, так и духовно.
– Наш наставник был с нами строг, но в то же время позволял некоторые вещи, чтобы замотивировать, – делится воспоминаниями Эдуард. – Там я впервые сел за руль трактора – эмоции просто зашкаливали. Там же мне разрешили покурить, но не для того, чтобы пристрастить, а наоборот, чтобы я понял, как это противно и вредно. По губам меня никто не шлепал, но я понимал, что это вредная привычка и к ней лучше не привыкать. Во мне не подавляли личность, а уважали и, самое главное, доверяли.
Но однажды он подорвал это доверие. Видя, как каждый день продают собранный ими урожай и получают за это выручку, мальчишки решили тайком продавать арбузы и забирать деньги себе.
– Легкие деньги были в радость, но совесть мучила меня очень сильно, ведь я обманывал дядю Гену, который так доверял мне. Эти мысли не давали мне покоя, по ночам я не мог уснуть. Смотреть в глаза было стыдно, а признаться – не хватало смелости, – рассказывает наш собеседник. – Сам дядя Гена наверняка знал про наши махинации, но ждал, когда у нас проснется совесть. Вот что значит учитель с большой душой, чутким отношением к детям. Бесконечно это продолжаться не могло, и однажды вечером произошёл один случай. Во время ужина мне на ноги мой друг совершенно случайно разлил кипяток из чайника. Я получил сильный ожог ног. Это было для меня как знак свыше. После этого случая чужое для меня под запретом.
Живя рядом с корейцами, Эдуард Табишев впитал не только трудолюбие и честность, а также стал ценителем национальной кухни. Среди приправ у него на кухне всегда есть соевый соус, паста и острый перец, а в холодильнике всегда кимчи.
– Сначала я впитал культуру от местных корейцев, потом, когда учился во ВГИКе в Москве, много интересного перенял от южнокорейцев, – говорит Эдуард. – Могу смело утверждать, что корейский народ для меня – братья. Люди, которых я очень уважаю и ценю.Благодаря представителям этого народа я многому научился в жизни. Мы вместе ели за одним столом, делили радости и печали, они меня поддерживали во многом, в том числе и в материальном плане. Не знаю, кем бы я стал, если бы однажды не поехал работать на поле к своему соседу дяде Гене. Благодаря тому, что моя энергия была направлена в нужное русло, я не сбился с правильного пути.
Работа и творчество
Одна из первых заметных работЭдуарда Табишева былав фильме «Шиза» под руководством Сергея Бодрова-старшего и Гуки Омаровой. Кинолента успешно дебютировала, получила положительные рецензии кинокритиков и призовые места на кинофестивалях.
Еще один фильм, где в титрах можно встретить имя Эдуарда Табишева – картина «Голос степей». Здесь он выступил в качестве дублера Жерара Депардье.
– Это очень интересная история. Мое сходство с Депардье заметили друзья еще в 1997 году. Я всегда хотел с ним поработать. Жил с этой мечтой, – рассказывает Эдуард. –И вот однажды мне позвонили и сказали, что я утвержден в качестве дублера Депардье. Первое, что я почувствовал – это восторг, потом долго не мог поверить, что моя мечта наконец-то сбудется. Личное знакомство с таким актером – это повод для гордости. Не каждому казахстанскому актеру выпадает шанс работать со звездой такой величины.
Для той роли нужно было отрастить волосы, и я не стригся на протяжении полутора лет. Потом сроки проекта перенесли и я вернулся к привычному образу. И как часто бывает, только я сменил имидж, тут же и проект стартовал. Потом мне уже пришлось одевать парик. Когда звезда увидел меня, он улыбнулся и сказал: «У-ля-ля! Хорошо!», подняв большой палец руки. Так он одобрил мою кандидатуру. За время съемок было много забавных случаев. В жизни Депардье простой и непосредственный. Однажды он исчез со съемочной площадки. Все на старте, готовы к съемкам, а главного героя нет. Оказывается, пока был перерыв, он сел на квадроцикл и уехал в аул. Зашел в ближайший дом. Хозяева встретили его с настоящим казахским гостеприимством. Их счастью не было предела, что привычную размеренную жизнь в селе нарушил сам Жарар Депардье. Его как очень почетного гостяусадили за стол и стали угощать. Не знаю, как они общались, но понимали друг друга.
У Эдуарда Табишева были и другие роли в кино, но больше его привлекает работа в качестве руководителя съемочной площадки. Одного желания мало, поэтому он окончилрежиссерский факультет в Академии имени Жургенова и продюсерский факультет по программе «Болашак».
Сейчас казахстанский актер работает над проектом «Таинственный дар». Это своего рода добрая сказка, где на первый план выходят общие моральные ценности. Проект находится на стадии перевода. Затем будет презентован зарубежным инвесторам. Над каждой ролью, образом и проектом Эдурд Табишев работает с большой отдачей.
В череде жизненных событий наш герой находит время и помечтать о том, как будет жить дальше:
– Моя мечта - купить участок земли, построить фазенду и заниматься земледелием, как делал это в годы взросления рядом с дядей Геной. Спасибо ему большое, что был рядом со мной. Говорят, старики – это те же дети, и свою старость я хочу провести так же, как детство. Я желаю всему вашему коллективу успешно продолжать работу во благо дружбы народов.
Также желаю корейской диаспоре всех благ, здоровья и процветания!
Ольга КАН